Ну что же... Сажусь писать новую повесть о дорогах, отдыхе, за и против северного кавказа...
Первый день пути.
Как я и говорил, дороги в рашке все лучше. Первый день маршрута "туда" (Минск-Могилев-Рославль-Брянск-Орел-Ливны-Елец-Воронеж) удивил почти полным отсутствием проблем. Свои 109 (90 разрешенных +19 ненаказуемых) км/ч едутся легко и неприужденно. Разве что 3-4 ремонта мостов с организованным светофорным движением (максимум 5 минут простоя) давали перевести дух и совсем не напрягали. Фур не особо много, а те, что есть, легко обгонялись без каких-либо проблем. Продавцов полосатых палочек почти нет (гаишников т.е.). В нескольких местах стоят с видеокамерой и ловят на сплошную. Скорость их вообще не интересует - для этого в каждом втором-третьем населенном пункте есть камера и есть все предупреждающие знаки. Переносных камер 2-3 на весь первый день (одна полюбому будет стоять в Ельце на 40-ке уже который год подряд). В общем, если не нарушать (а необходимости в нарушениях реально нет), то можно вообще не иметь проблем. Важный момент - на границе проверяют паспорта. Я ехал вдвоем со старшим сыном моей жены (его официально не усыновлял), а жена летела с нашим общим младшим на самолете в Краснодар, где я их и перехватывал. В общем, запасся всеми копиями документов - копия всех нужных страниц паспорта жены, копия свидетельства о рождении ребенка, копия свидетельства о браке, копия билетов жены и младшего. Все копии незаверенные. Погранец поизучал и пропустил без вопросов. Кафешек хватает, цены приемлимые, качество удовлетворительное.
После Ельца последние 100 км до Воронежа начинается платный участок (вроде как пару раз по 60-80 рос.рублей) и скорость 110 (т.е. 129 в рамках дозволенного) - вообще приятно и недорого. Выехав в 4-30 утра в Воронеже были уже в 4 вечера. Даже погуляли по набережной, по историческому центру.. Короче, окультурились немного. Ночь, занавес... Ан-нет, пока только начало.
Второй день пути.
Выезд тоже в 4-30.Если кто-то ночует в городе - выезд нужно составить минуя объездную дорогу. Как-то раз я выскочил на нее, заплатил денег и съехал через 200 метров. Бред. Ну а кто в Воронеже не ночует - едем по объездной и не знаем проблем кроме платной дороги. Еще километров 50-70 платки за Воронежем за те же деньги. Но ограничение скорости уже стандартное - 90. Самым проблемным участком дороги может стать пос. Лосево. Там во-первых сужение дороги до 2 полос суммарно, а во-вторых в низине расположен рынок и излюбленное место остановок местных и дальнобоев. Постоянно кто-то съезжает, кто-то выезжает на дорогу. И эта котовасия рождает пробки. Забегая вперед скажу, что по пути туда Лосево проскочили со свистом в 6 с копейками утра, а по пути назад простояли полчаса. Дальше дорога ничего особенного из себя не представляет. 90% четырехполоски, 8 процентов двухполоски с широкой обочиной, 2 процента с узкой. Проблемы начинаются перед Ростовом. Спасибо инженерам, весь транзитный транспорт из 3-х полос для движения сжимают до одной, а в сам Ростов следует пустая трехполоска. Уроды. Но в целом скорость движения на последних 2-3 километрах перед съездом на объездную составляла 7-10 км/ч. Если не психовать - не страшно. После Ростова участок в 3-5 километров с хреновой четырехполоской (подразбита), потом с нормальной. После въезда в Краснодарский край начались ремонты двухполоски. Вот там пришлось и постоять, и понервничать (стрелка уровня топлива приближалась к красной зоне, а навигатор ничего хорошего не говорил ни о длине пробки (оффлайн), ни о близости заправки). Но благо все обошлось и затор опять же преодолели минут за 15-20 со средней скоростью около 10 км/ч (то стоп, то движение около 20 км/ч). Опять же забегая вперед скажу, что к моему возвращению ремонт закончился. До Краснодара ни беды..
Сам Краснодар - город пробок, как и весь Краснодарский край. По рассказам местных на дорогу на работу в городе с населением 700 тысяч можно смело закладывать 3 часа в час-пик. Мне повезло - в город въехал в 3 дня, за женой - в два часа ночи, на Анапу - в обед. На обратном пути в город въезжал в 6 вечера и пошел на 3 часа бродить по Ikea. В 9 вечера за 50 минут добрался до противоположного конца города.
Третий день пути(необязательный).
Самое неприятное движение по трассам начинается за краснодаром. Узкие дороги, камазы, спуски-подъемы, населенные пункты со светофорами превратили 150 км пути до Анапы в 3.5 часа с режимом движения 15 км/ч - 150 км/ч.
Стоимость топлива.
Дешевле всего - в Смоленской и Брянской областях. В Воронежской области - дешево только на заправках TatNeft. Минмальная цена 95-го 37.1 рубль/литр, нормальная - до 38. Ростовской области и Краснодарском крае взлетает до 40 а то и превышает.
Нормальными считаю заправки (сортировка по цене min>max) TatNeft, Газпром, Роснефть, Лукойл, Shell.
Мне вообще понравилась Татнефть. И заправки достойные, и цена приятная, и сервис отличный, магазин, кафе.. И все на уровне. И дешевле конкурентов. Машина вроде не жаловалась на топливо от них.
Стоимость газа колеблется в районе 17-19 рублей за литр. Газовых заправок все больше, а по трассе "Дон" (M4) даже специализированные сугубо газовые заправки через каждые 20-40 км.
Теперь то, что касается передвижений по побережью.
Лучше все маршруты начинать не позднее 8 утра. Уже к 9 постоянные пробки почти в любом крупном населенном пункте. Из Анапы выезжать 30 минут, в Новороссийск - столько же, в Геленджик - аналогично. Безумное количество машин и отдыхающих. Определенные проблемы с морем в районе анапской бухты (много тины), но это касается в основном песчаных берегов. Камни неудобны, но чисты. Выбор за вами.
Теперь о местных.
Каждый пытается на тебе заработать,иногда внаглую, поэтому будте готовы дать отпор иногда в грубой форме. Даже продавец надувных шаров а-ля скрученной собачки чуть не вырвал у меня из рук моего младшего, нагло отстранив меня от ребенка и вручив ему в руки шарик, а мне назвав стоимость, попутно окучивая моего ребенка приятными фразами. Чуть в морду не дал. И безвозмездной доброте они удивляются как чему-то чуждому и непонятному. Еще в Краснодаре во дворе у родственнника здох чей-то жигуль 10-ка. Не заводился, явный перелив топлива и как следствие взрывы бенза в глушаке. Выяснил, что человек давно борется с этой проблемой и последним стала замена расходомера на б/у. Я недавно сам решил поменять расходомер и взял себе бошевский от жигуля (на форумах давно обсуждался - по жигулям бьется как 116-й расходомер). Мужику как раз подходил, а мне почему-то нет. Показания давал, но расчетный коэф-т постоянно стремился к нулю и как следствие - ошибка. Вот я и подарил ему этот 116-й расходомер. Просто подарил и пошел играться с ребенком на детскую площадку. Еще полчаса я чувствовал на себе его взгляд и ожидание подвоха. Машина так и не завелась (датчик коленвала, о чем я тоже ему говорил), но пусть хоть кто-то из русских мудаков поймет, что можно быть нормальным нематериально-мотивированным человеком.
О "покушать".
Стоимость "покушать" что в бюджетном варианте, что в дорогом идентична нашим. Цены в магазинах и гиперах - тоже.
Абрау-Дюрсо.
Приятно удивил поселок Абрау (Абрау-Дюрсо, знаменитый на весь союз винный завод) - никакого назойливого сервиса, приятная атмосфера маленького поселка с большой историей, горное озеро с голубой водой, красивая набережная 300 метров с одной кафешкой, одним продавцом мороженого и необходимым минимумом сервиса в специально отведенном месте (магнитики, сувениры и т.п.), а также морем свободного места, зелени, тематических и не очень статуй для фотографирования. Приятный винный магазин, вырубленный внутни скалы, возможность искупаться в этом озере, а также морской поселок Дюрсо в 8 км от Абрау с небольшим каменным пляжем. Короче, вот где действительно отдохнули душа, тело и мой внутренний эстет.
Геленджик.
В Геленджике находится крупнейший аквапарк открытого типа в РФ. Посещение запланировали заранее. Выехали в 7, приехали в 9.. Отстояли 40 минут очереди (за билетами + на вход). Билеты по 1400 руб (от 146 см роста), 1200 (106 - 146) и беслатно тем, кто ниже. Заплатив за старшего взрослый билет выяснили, что оплатив деньги за взрослого он не получил привилегий взрослого - на нескольких горках развернули с разными причинами вплоть до "психологической незрелости" (даже такой термин знают). Количество людей неконтролируемо - несмотря на огромный размер аквапарка и наличие шезлонгов на каждом шагу их на всех не хватило уже к 12-и часам. Представьте себе этот муравейник. В общем, старший за все время покатался на 2-3 горках и остальное время носился в мокрый футбол (надувное футбольное поле 30*15м с залитыми 5 см воды - надувной мяч не летит, а игроки регулярно падают). Если бы не желание просто прокатиться по побережью и пофотографироваться в красивых местах (подъем за Новороссийском, вид на бухту и т.п.), то поездка в Геленджикский аквапарк могла бы считаться тратой времени и денег. Так что если вам нужна возможность прокатиться хотя-бы на 5-и горках за день - это не ваш вариант.
Обратная дорога.
Идентична дороге туда. Правда была омрачена порванным антифризным шлангом из блока на печку (классическая проблема), но мы же люди с руками. Полчаса, ножик, инструменты и 2 литра антифриза. А еще на первых 200 км обратного пути решили, что багажник на крышу жрет слишком много топлива. Зато теперь я знаю, что с разобранными (не разложенными, а именно разобранными) задними сиденьями в 80-ку влезает даже самый крупный представитель этого семейства багажников. Зато минус 2 литра на сотню примерно, да и машине стало полегче.
Если есть вопросы или нужны коментарии/дополнения - пишите. Основные моменты вроде бы описал.
P.S. если бы не необходимость побывать там и показать пробабушке ее правнука (прадед трех месяцев не дожил до нашего появления), то 460 евро на билеты жене и младшему туда/обратно, а также суммарные затраты времени/сил/денег и амортизация автомобиля, заставили бы меня сделать выбор в пользу других курортов и способа до них добраться =)))
Ну и парочка фото под это дело.
Абрау
DSC04821.JPG
DSC04850.JPG
Новороссийск
DSC04996.JPG
Мокрый футбол
DSC05007.JPG
Ну и напоследок - всем работать, неделя только началась!
DSC04782.JPG
До новых встреч...
DSC04711.JPG