На самом деле все прекрасно понимают, что когда-нибудь это время настанет - время машин. Скайнет и все дела.
Сегодня невозможно в ближайшей перспективе.
Невозможен электрический пилот, строитель, нейрохирург и т.д.
Я в робототехнике не силен и не знаю принципов работы. Но уверен, что машина, которой доверят управление, должна уметь учиться и принимать решения, исходя из опыта. Где опыт - миллионы ситуаций, заложенных при создании машины и то, что она "прочувствовала" сама в период своей работы. ИИ должен быть настоящим - саморазвивающимся.
Как корабли из фантастических фильмов, где люди обращаются к кораблям по имени. Что-то такое.
И самое важное. Касаемо авиации. Авиация держится на трех основных факторах - управление, связь, навигация.
Невозможно создать один самолет и запустить его в работу.
Необходимо будет менять (подстраивать существующие) системы управления, правила, законы. Развивать системы связи под задачу автоматических полетов.
Это огромная работа, чудовищная куча денег.
Придется перестраивать всю систему.
Это не гуглтачка со слежением за полосой, попутной машиной на безопасной дистанции и свежей картой в навигации.
Она может существовать на дороге. Теоретически.
Сколько времени пройдет, когда абсолютный автопилот войдет в нашу жизнь и никого не будет это удивлять? Даже гаишника, что ты за рулем едешь бухой в дрова, не открывая глаза?
Я думаю, что достаточно много. Некоторые успеют на погост уже сгонять.
Сегодняшние системы управления самолетом несовершенны. Они ошибаются и отказываются работать.
Они перегреваются в жарких странах и начинают чудить. Не умеют правильно реагировать на внезапные изменения в обстановке - турбулентность ясного неба (есть такое явление - не прогнозируемое), инверсия в приземном слое или сдвиги ветра, не любят влажность, электризацию.
И самое главное - автоматика действует
по факту случившегося изменения обстановки.
Произошло - исправил. На самом деле - попытался исправить.
Представьте, что теперь это ваша машина и вы бухой спите за рулем на скорости 100 на трассе. А тут лось - просто лось.
Сами бы вы увернулись или оттормозились, а машина просто зафиксирует попадание - она не среагирует на внезапного лося или лося с человеческим лицом, которому "надо, я спешу".
Предвидение - пока слабая черта машин.
Сейчас напишу про сегодняшний рейс в Шарм. Самолет 737-800, в прошлом году из Штатов. Новый, со всеми современными приколюхами. Очень интересная и комфортная машина.
1. При заходе на посадку в Шарме (погода прекрасная, легкий ветерок, день) самолет резко просел на глиссаде. Рядом горы, этот легкий ветерок крутит там как попало. Опасно, потеря скорости достаточно существенная и внезапная. Не прогнозируется.
Кто первый дал обороты, чтобы сохранить скорость в безопасном диапазоне? Достаточны ли были попытки самолета исправить ситуацию?
Обороты дал я,
КАК ТОЛЬКО ПОЧУВСТВОВАЛ, что хвост начал проседать вниз (толкнул рычаги управления двигателями вперед, которые были под управлением автомата тяги) и когда надо было дать еще пару процентов, автомат уперся и захотел обороты прибрать. А мы еще не стабилизировались, надо поддержать самолет, так как ситуация только развивается. Но самолет посчитал, что все уже нормально и "лишние" обороты можно прибрать.
2. Перегрелись на стоянке. Это я сегодняшний день все рассказываю. Сразу после взлета отказали обе GPS. С ними вместе - часы, самолетный ответчик и система, отвечающая за предупреждения о близости земли.
Позиционирование перешло на наземные маяки, а остальное оборудование не работало. Вокруг горы, нас не видит диспетчер.
Что в этом случае будет делать автоматический самолет? У меня нет ответа.
А мы точно знали (точно предполагали
), что поднимемся выше и все заработает. Так и получилось. Это не напишешь цифрой и не зашьешь в мозг роботу, так как может и не заработать.
3. На заходе в аэропорту Минск-2 свалка самолетов - прилетело одновременно 4 борта. Сходятся почти в одной точке.
Диспетчера начинают разруливать ситуацию. Мы вмешиваемся в автоматический заход самолета и корректируем.
Мы не успеваем, нас тормозят и мы не можем пока выдержать параметры захода, которые были рассчитаны ранее - на эшелоне. Но есть маленькие хитрости.
Что делает Боинг, если не вмешиваться? Он начинает бездумно догонять профиль снижения. Увеличивает угол и, имея запас по скорости, гонит самолет вниз. Гонит скорость до эксплуатационного ограничения. А это, на всякий случай, ограничение по прочности конструкции и управляемости.
Вроде безопасно, наверняка не превысит. А если начнет болтать при этом в приземном слое? С его реакцией "по факту" на максимально возможной скорости последствия могут быть печальные.
Это сегодня такая автоматика. Она очень помогает и выполняет львиную долю работы, иначе невозможно было бы столько летать людям.
Но обязательно приходит момент, когда она говорит "а ну вот теперь сами".
Сколько раз было за этот год? Десятки раз. И все в сложнейших условиях - самолет передает управление человеку!!!
Notzeal писал(а): статистику по отказам ведут и очень строго оберегают от конкурентов
Яркий пример - этот Ютейр. Пошли в отказ - ничего не было.