Ремонт и настройка механизма очистителя фар. Фотоотчет.
Добавлено: 18.06.2013 22:37
Попробую открыть завесу тайны и благоговейного страха перед этим устройством.
Сразу оговорюсь, что если в механизме очистителя есть механическая поломка, то ее "на колене" устранить будет не просто. Но этот материал будет полезен для последующей сборки, настройки и вообще для понимания работы механизма. Я полез в механизм не из праздного любопытства, а по причине того, что в один прекрасный день щетки на фарах замерли в середине движения. Сначала одна, потом вторая. С разбежкой в месяц. Причем иногда я замечал, что иногда щетки стоят на месте, а иногда где придется. В общем, разобрал и разобрался.
Описывать снятие механизмов не буду. На XC70 нужно снять бампер, фары. Оба механизма одинаковые, отличаются лишь креплением и внутренней «хитростью».
Открыть механизм можно отщелкнув все защелки по периметру корпуса. Это нужно делать аккуратно – они хрупкие. Но. при определенной сноровке, это не вызывает трудностей. Желательно не попортить резиновый уплотнитель – он на виду.
Из механизма ничего не вывалится – не бойтесь. Внутри окажется металлическая пластина с вращательно-поступательным механизмом. Если её поддеть отверткой, то она вытянется вместе со штоком щетки очистителя. Под ней откроется следующий вид. Большая белая шестерня снимется с пластиной, но я её вернул на место для пущей детализации
***"Лирическое отступление". На мой взгляд, заклинить штоку очистителя в корпусе весьма и весьма не просто. Корпус пластиковый. Это не задний стеклоочиститель с металлической направляющей штока. Поэтому надежда на успешный ремонт, при отказе очистителя работать, не пропадает. Кстати, в корпусе часто ломается выступающая направляющая штока. Она пластиковая. Садим на гермет. Усилие там мало, важнее герметичность. Влага может нанести другой вред внутренностям механизма. О нем далее.***
Осматриваем шестерни на предмет механических повреждений - скорее всего отсутствующих зубьев. Если таковых нет – очень хорошо. Удаляем шестерни и вынимаем моторчик. Вынимать его проще с помощью согнутого буквой «Г» гвоздя. Сперва поддеваем «червяк» возле шарообразного подшипника, чтобы он выщелкнулся из крепежа. Потом поддеваем моторчик. Извлекаем моторчик, не отламывая клеммы, которые за ним потянутся из корпуса. Лучше пометить положение моторчика, чтобы поставить его назад так же, иначе его направление вращения изменится. Хотя, это не важно, просто придется перенастраивать механизм.
Подключаем моторчик к 12 вольтам и смотрим на результат. В норме моторчик звонко жужжит и работает равномерно, без рывков. Не воняет горелым. У меня он сразу не запустился, после проворачивания пальцами заработал неровно и запах горелым. Разбирается мотор просто. Нужно очень прочной узкой отверткой отогнуть два уса, соединяющих корпус мотора с контактной площадкой. Извлекаем внутренности и видим, что скользящие контакты ротора изношены и загрязнены. Снимаем и не теряем!! прокладки с ротора. *** В данном случае влага, попадающая в механизм, приносит вред как связующее для угольной пыли щеток моторчика. В результате эта пыль, проводящая электричество, забивает зазоры между контактами ротора, и сильно ухудшает работу моторчика путем снижения его мощности.*** Задача на данном этапе выдуть, вытереть угольную пыль из пространства контактной площадки. Можно обезжирить и вытереть насухо.
Далее очень-очень-очень-очень мелкой шкуркой чистим ротор круговыми движениями. Тоооооненькой иголкой чистим зазоры между контактами ротора. Но, не царапая глубоко и не расширяя эти зазоры!!!! Получаем нечто подобное. ***Про смазку. Смазка в моторе нужна. Но внутрь ее закладывать нельзя. Потому что масло, как и влага, будут выполнять ту самую роль связующего для угольной пыли, из-за которого мы и разбирали мотор. Потом, после сборки можно по маленькой капельке густой смазки из внутренностей механизма нанести на выступающие части вала моторчика близко к подшипникам скольжения.***
Одеваем назад прокладки и собираем мотор. Загибаем назад усики корпуса крайне аккуратно и нежно. Потому что если сильно ударить по корпусу мотора, то магниты внутри могут сместиться (было у меня такое однажды). Получим нарушение в работе и т.д.
Далее, опять боремся с последствиями попадания влаги в корпус. Обращаем внимание на маленький квадратик, благородного серого цвета. Звонится тестером как «0» Ом в обе стороны. Если его извлечь – мотор не работает. Если его закоротить – работает. Не уверен на все 100%, но скорее всего это термопредохранитель. Так его и назовем. Вполне уместно его наличие, как дополнительного элемента защиты от срыва зубьев с шестеренок. Например при примерзшей к фаре щетке. Влага, попавшая на него, скорее всего нарушила контакт. Если это так, то собранный механизм сначала работает, потом перестает и начинает идти легкий дымок из под этого предохранителя. Вынимаем его аккуратно, обезжириваем. Не чистим наждачкой и не скоблим. Чистим и подгибаем контакты в корпусе, удаляем видимые следы влаги и вставляем предохранитель на место. Полоска на одной из сторон этой детальки должна располагаться горизонтально и смотреть на ближайшую стенку корпуса механизма.
Вставляем моторчик в корпус. Защелкиваем подшипник «червяка».
Сейчас самое время провести предварительную проверку. Без всех шестеренок, даже маленькой в самом углу, между двух подпружинивающих упоров, которая нажимает эксцентриком на микропереключатель.
Включаем зажигание и подсоединяем механизм к разъему. Включать подрульный переключатель не нужно. Мотор должен вращаться с максимальной скоростью. Если он вдруг замедляется – проверить контакт термопредохранителя в корпусе механизма. Затем маленькой отверткой можно нажимать на микропереключатель – мотор должен останавливаться при нажатии и работать при отпускании. Вращаться мотор должен по часовой стрелке, если смотреть на него со стороны «червяка».
Собираем шестеренки кроме большой. Маленькую, командную шестеренку в нижнем углу устанавливаем особо. Она должна стоять в положении, когда следующий проворот ее на один из восьми зубов приведет к тому, что она эксцентриком 2 нажмет на микропереключатель 1.
Затем собираем механизм вала щетки на металлической пластине. В большой шестеренке есть две дырки под шток R и L. В левом, водительском, механизме, шток ставится в дырку L. В пассажирском – наоборот. Затем обращаем внимание на выступы на нижней стороне большой белой шестерни. Их четыре, на рисунке их проекции обозначены красными точками. Два выступа расположены подряд, с обычным шагом, а два противоположных – «через зуб». Назначение всех их – вращать командную шестерню. Нужно при сборке механизма расположить большую белую шестерню так, чтобы она немного не доходила до командной шестерни выступами, расположенными подряд. Закрываем крышку механизма и подключаем к проводке автомобиля. Если зажигание включено, механизм немного провернется, и остановится. Это значит, что собрано всё правильно (скорее всего).
Проверяем с помощью подрулевого рычага действие механизма. Если все в порядке – радуемся.
Возможные проблемы.
При постоянном удержании подрулевого рычага – стеклоочиститель работает, а при отпускании останавливается не там, где надо. Или при долгом удержании подрулевого рычага, механизм делает два положенных оборота и останавливается, а при коротком нажатии – не двигается. В этом случае – не правильно установлена связка большая белая шестерня и командная шестерня. Поэтому выключение происходит не сдвоенными зубьями, а одним из других. Нужно переустановить.
Либо все установлено правильно, но не то направление вращения моторчика. Тогда можно не вынимать моторчик, а установить командную шестерню своим не ниже, а выше (по фото) микропереключателя и большую белую сдвоенными зубьями тоже расположить выше командной. Так тоже будет работать.
Извините за многабукав))) Если будут вопросы – пишите.
[img]https://s3-ap-northeast-1.amazonaws.com/volvoclu/thumb_390_11255c8f895929669ab20a922b26c4bc[/img]
Термопредохранитель
[img]https://s3-ap-northeast-1.amazonaws.com/volvoclu/thumb_390_163ea30c7bf41fc956fa02c11854c611[/img]
Корпус механизма
[img]https://s3-ap-northeast-1.amazonaws.com/volvoclu/thumb_390_2adb925a04379774641621ed32d260e0[/img]
Схема вращения шестеренок
[img]https://s3-ap-northeast-1.amazonaws.com/volvoclu/thumb_390_6720f0ddbfc12cc851ac86808d29aeef[/img]
Внутренности механизма
[img]https://s3-ap-northeast-1.amazonaws.com/volvoclu/thumb_390_6d98d6c78515b751ccffe53de8955d9e[/img]
Составные части мотора
[img]https://s3-ap-northeast-1.amazonaws.com/volvoclu/thumb_390_7b0a66dfbeef480f7eaec1ece6af7cda[/img]
Контактные щетки
[img]https://s3-ap-northeast-1.amazonaws.com/volvoclu/thumb_390_8d2457960518e91d19133d7baf60f81b[/img]
Внутренности мотора
[img]https://s3-ap-northeast-1.amazonaws.com/volvoclu/thumb_390_bd13ced7f058ddf9d7cff401ce1d2dc7[/img]
Командная шестеренка
[img]https://s3-ap-northeast-1.amazonaws.com/volvoclu/thumb_390_d36f07e5e4de0fc5f680fd801d852579[/img]
Роторы
Сразу оговорюсь, что если в механизме очистителя есть механическая поломка, то ее "на колене" устранить будет не просто. Но этот материал будет полезен для последующей сборки, настройки и вообще для понимания работы механизма. Я полез в механизм не из праздного любопытства, а по причине того, что в один прекрасный день щетки на фарах замерли в середине движения. Сначала одна, потом вторая. С разбежкой в месяц. Причем иногда я замечал, что иногда щетки стоят на месте, а иногда где придется. В общем, разобрал и разобрался.
Описывать снятие механизмов не буду. На XC70 нужно снять бампер, фары. Оба механизма одинаковые, отличаются лишь креплением и внутренней «хитростью».
Открыть механизм можно отщелкнув все защелки по периметру корпуса. Это нужно делать аккуратно – они хрупкие. Но. при определенной сноровке, это не вызывает трудностей. Желательно не попортить резиновый уплотнитель – он на виду.
Из механизма ничего не вывалится – не бойтесь. Внутри окажется металлическая пластина с вращательно-поступательным механизмом. Если её поддеть отверткой, то она вытянется вместе со штоком щетки очистителя. Под ней откроется следующий вид. Большая белая шестерня снимется с пластиной, но я её вернул на место для пущей детализации
***"Лирическое отступление". На мой взгляд, заклинить штоку очистителя в корпусе весьма и весьма не просто. Корпус пластиковый. Это не задний стеклоочиститель с металлической направляющей штока. Поэтому надежда на успешный ремонт, при отказе очистителя работать, не пропадает. Кстати, в корпусе часто ломается выступающая направляющая штока. Она пластиковая. Садим на гермет. Усилие там мало, важнее герметичность. Влага может нанести другой вред внутренностям механизма. О нем далее.***
Осматриваем шестерни на предмет механических повреждений - скорее всего отсутствующих зубьев. Если таковых нет – очень хорошо. Удаляем шестерни и вынимаем моторчик. Вынимать его проще с помощью согнутого буквой «Г» гвоздя. Сперва поддеваем «червяк» возле шарообразного подшипника, чтобы он выщелкнулся из крепежа. Потом поддеваем моторчик. Извлекаем моторчик, не отламывая клеммы, которые за ним потянутся из корпуса. Лучше пометить положение моторчика, чтобы поставить его назад так же, иначе его направление вращения изменится. Хотя, это не важно, просто придется перенастраивать механизм.
Подключаем моторчик к 12 вольтам и смотрим на результат. В норме моторчик звонко жужжит и работает равномерно, без рывков. Не воняет горелым. У меня он сразу не запустился, после проворачивания пальцами заработал неровно и запах горелым. Разбирается мотор просто. Нужно очень прочной узкой отверткой отогнуть два уса, соединяющих корпус мотора с контактной площадкой. Извлекаем внутренности и видим, что скользящие контакты ротора изношены и загрязнены. Снимаем и не теряем!! прокладки с ротора. *** В данном случае влага, попадающая в механизм, приносит вред как связующее для угольной пыли щеток моторчика. В результате эта пыль, проводящая электричество, забивает зазоры между контактами ротора, и сильно ухудшает работу моторчика путем снижения его мощности.*** Задача на данном этапе выдуть, вытереть угольную пыль из пространства контактной площадки. Можно обезжирить и вытереть насухо.
Далее очень-очень-очень-очень мелкой шкуркой чистим ротор круговыми движениями. Тоооооненькой иголкой чистим зазоры между контактами ротора. Но, не царапая глубоко и не расширяя эти зазоры!!!! Получаем нечто подобное. ***Про смазку. Смазка в моторе нужна. Но внутрь ее закладывать нельзя. Потому что масло, как и влага, будут выполнять ту самую роль связующего для угольной пыли, из-за которого мы и разбирали мотор. Потом, после сборки можно по маленькой капельке густой смазки из внутренностей механизма нанести на выступающие части вала моторчика близко к подшипникам скольжения.***
Одеваем назад прокладки и собираем мотор. Загибаем назад усики корпуса крайне аккуратно и нежно. Потому что если сильно ударить по корпусу мотора, то магниты внутри могут сместиться (было у меня такое однажды). Получим нарушение в работе и т.д.
Далее, опять боремся с последствиями попадания влаги в корпус. Обращаем внимание на маленький квадратик, благородного серого цвета. Звонится тестером как «0» Ом в обе стороны. Если его извлечь – мотор не работает. Если его закоротить – работает. Не уверен на все 100%, но скорее всего это термопредохранитель. Так его и назовем. Вполне уместно его наличие, как дополнительного элемента защиты от срыва зубьев с шестеренок. Например при примерзшей к фаре щетке. Влага, попавшая на него, скорее всего нарушила контакт. Если это так, то собранный механизм сначала работает, потом перестает и начинает идти легкий дымок из под этого предохранителя. Вынимаем его аккуратно, обезжириваем. Не чистим наждачкой и не скоблим. Чистим и подгибаем контакты в корпусе, удаляем видимые следы влаги и вставляем предохранитель на место. Полоска на одной из сторон этой детальки должна располагаться горизонтально и смотреть на ближайшую стенку корпуса механизма.
Вставляем моторчик в корпус. Защелкиваем подшипник «червяка».
Сейчас самое время провести предварительную проверку. Без всех шестеренок, даже маленькой в самом углу, между двух подпружинивающих упоров, которая нажимает эксцентриком на микропереключатель.
Включаем зажигание и подсоединяем механизм к разъему. Включать подрульный переключатель не нужно. Мотор должен вращаться с максимальной скоростью. Если он вдруг замедляется – проверить контакт термопредохранителя в корпусе механизма. Затем маленькой отверткой можно нажимать на микропереключатель – мотор должен останавливаться при нажатии и работать при отпускании. Вращаться мотор должен по часовой стрелке, если смотреть на него со стороны «червяка».
Собираем шестеренки кроме большой. Маленькую, командную шестеренку в нижнем углу устанавливаем особо. Она должна стоять в положении, когда следующий проворот ее на один из восьми зубов приведет к тому, что она эксцентриком 2 нажмет на микропереключатель 1.
Затем собираем механизм вала щетки на металлической пластине. В большой шестеренке есть две дырки под шток R и L. В левом, водительском, механизме, шток ставится в дырку L. В пассажирском – наоборот. Затем обращаем внимание на выступы на нижней стороне большой белой шестерни. Их четыре, на рисунке их проекции обозначены красными точками. Два выступа расположены подряд, с обычным шагом, а два противоположных – «через зуб». Назначение всех их – вращать командную шестерню. Нужно при сборке механизма расположить большую белую шестерню так, чтобы она немного не доходила до командной шестерни выступами, расположенными подряд. Закрываем крышку механизма и подключаем к проводке автомобиля. Если зажигание включено, механизм немного провернется, и остановится. Это значит, что собрано всё правильно (скорее всего).
Проверяем с помощью подрулевого рычага действие механизма. Если все в порядке – радуемся.
Возможные проблемы.
При постоянном удержании подрулевого рычага – стеклоочиститель работает, а при отпускании останавливается не там, где надо. Или при долгом удержании подрулевого рычага, механизм делает два положенных оборота и останавливается, а при коротком нажатии – не двигается. В этом случае – не правильно установлена связка большая белая шестерня и командная шестерня. Поэтому выключение происходит не сдвоенными зубьями, а одним из других. Нужно переустановить.
Либо все установлено правильно, но не то направление вращения моторчика. Тогда можно не вынимать моторчик, а установить командную шестерню своим не ниже, а выше (по фото) микропереключателя и большую белую сдвоенными зубьями тоже расположить выше командной. Так тоже будет работать.
Извините за многабукав))) Если будут вопросы – пишите.
[img]https://s3-ap-northeast-1.amazonaws.com/volvoclu/thumb_390_11255c8f895929669ab20a922b26c4bc[/img]
Термопредохранитель
[img]https://s3-ap-northeast-1.amazonaws.com/volvoclu/thumb_390_163ea30c7bf41fc956fa02c11854c611[/img]
Корпус механизма
[img]https://s3-ap-northeast-1.amazonaws.com/volvoclu/thumb_390_2adb925a04379774641621ed32d260e0[/img]
Схема вращения шестеренок
[img]https://s3-ap-northeast-1.amazonaws.com/volvoclu/thumb_390_6720f0ddbfc12cc851ac86808d29aeef[/img]
Внутренности механизма
[img]https://s3-ap-northeast-1.amazonaws.com/volvoclu/thumb_390_6d98d6c78515b751ccffe53de8955d9e[/img]
Составные части мотора
[img]https://s3-ap-northeast-1.amazonaws.com/volvoclu/thumb_390_7b0a66dfbeef480f7eaec1ece6af7cda[/img]
Контактные щетки
[img]https://s3-ap-northeast-1.amazonaws.com/volvoclu/thumb_390_8d2457960518e91d19133d7baf60f81b[/img]
Внутренности мотора
[img]https://s3-ap-northeast-1.amazonaws.com/volvoclu/thumb_390_bd13ced7f058ddf9d7cff401ce1d2dc7[/img]
Командная шестеренка
[img]https://s3-ap-northeast-1.amazonaws.com/volvoclu/thumb_390_d36f07e5e4de0fc5f680fd801d852579[/img]
Роторы