Изменения в ПДД с 15.01.2015
Добавлено: 21.10.2014 20:25
Что нового принесут исправленные Правила дорожного движения? Всего редакции подверглись около 20 пунктов. По идее, все они переписывались ради того, чтобы белорусские ПДД соответствовали Техническому регламенту Таможенного союза.
ПРО АВТОШКОЛЫ И ЛЕСНИКОВ
Было: 2.1. Обучение управлению механическим транспортным средством категории «B» производится не менее чем в трехмесячный срок по 220-часовой единой программе подготовки водителей механических транспортных средств данной категории, включающей 40-часовое обучение практическому вождению автомобиля.
Стало: 2.1. Обучение управлению механическим транспортным средством категории «B» производится не менее чем в трехмесячный срок по 220-часовой единой программе подготовки водителей механических транспортных средств данной категории, включающей не менее 50 часов обучения управлению автомобилем.
Что изменилось? Всё просто: практического вождения станет на 10 часов больше, чем раньше. Как это скажется на качестве подготовки водителей, покажет время, но можно точно прогнозировать, что стоимость обучения вырастет.
Было: 9.1. Должностные лица Следственного комитета, органов внутренних дел (кроме сотрудников ГАИ), органов государственной охраны, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, Вооруженных сил Республики Беларусь, внутренних войск Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, таможенных органов, Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций имеют право остановки транспортных средств только для осуществления возложенных на указанные органы функций.
Стало: 9.1. Должностные лица Следственного комитета, органов внутренних дел (кроме сотрудников ГАИ), органов государственной охраны, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, Вооруженных Сил Республики Беларусь, внутренних войск Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, таможенных органов, Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, государственной лесной охраны имеют право остановки транспортных средств только для осуществления возложенных на указанные органы функций.
Что изменилось? Для автомобилистов это дополнение не означает ровным счётом ничего: как не касались водителей лесники, так и не будут касаться.
ПРО «УСТУПИ ДОРОГУ» И ЗНАК «STOP»
Было: 2.76. Уступить дорогу (не иметь преимущества) — требование, означающее не возобновлять или не продолжать движение или не осуществлять какой-либо маневр (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения, подаваемого регулировщиком или водителем транспортного средства оперативного назначения), если это может вынудить другого участника (других участников) дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения.
Стало: 2.76. Уступить дорогу (не иметь преимущества) — требование, означающее не возобновлять движение, снизить скорость движения вплоть до остановки транспортного средства или не осуществлять какой-либо маневр (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения, подаваемого регулировщиком или водителем транспортного средства оперативного назначения), если это может вынудить другого участника (других участников) дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения.
Что изменилось? Авторы поправок попытались сделать самый спорный термин максимально точным. Получилось неплохо: «снизить скорость» кажется более понятным, чем «не возобновлять или не продолжать движение».
Было: Знак «Движение без остановки запрещено». Запрещается движение без остановки перед стоп-линией (горизонтальной дорожной разметкой 1.12), а при ее отсутствии — перед краем пересекаемой проезжей части дороги. Необходимо уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 7.13 — транспортным средствам, движущимся по главной дороге, а также справа по равнозначной дороге.
Стало: Знак «Движение без остановки запрещено». Запрещается движение без остановки перед знаком 2.5 или знаком 5.33 (горизонтальной дорожной разметкой 1.12), а при их отсутствии — перед краем пересекаемой проезжей части дороги. Необходимо уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 7.13 — транспортным средствам, движущимся по главной дороге, а также справа по равнозначной дороге. При подъезде к участку дороги, на котором установлен знак, а также к железнодорожному переезду, движение через который не запрещено, водитель должен остановиться перед знаком 2.5 или знаком 5.33 (горизонтальной дорожной разметкой 1.12).
Что изменилось? Ничего нового. Увидел знак «STOP» — остановись и посмотри по сторонам, даже если шлагбаум открыт, а семафор не моргает красными огнями.
ПРО ТЕХОСМОТР
Было: 2.12. Государственный технический осмотр — совокупность организационно-технических мер, направленных на недопущение к участию в дорожном движении транспортных средств, не соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов республиканского органа государственного управления по стандартизации, метрологии и сертификации (далее — технические нормативные правовые акты).
Стало: 2.12. Государственный технический осмотр — совокупность организационно-технических мер, направленных на недопущение к участию в дорожном движении транспортных средств, не соответствующих требованиям международных правовых документов, касающихся безопасности колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в этой сфере (далее — технические нормативные правовые акты).
Что изменилось? Ничего принципиально нового этот пункт ПДД не несёт. Так что упоминание словосочетания «безопасность колесных транспортных средств» — обычная формальность!
Было: 10.3. Водителю запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве с загрязнениями (наслоениями), ограничивающими обзорность дороги, а также не позволяющими видеть информацию на регистрационном знаке с расстояния 40 метров и менее.
Стало: 10.3. Водителю запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве, конструкция и техническое состояние которого не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов, не прошедшем государственный технический осмотр и процедуру выдачи разрешения на его допуск к участию в дорожном движении, с загрязнениями (наслоениями), ограничивающими обзорность дороги, а также не позволяющими видеть информацию на регистрационном знаке с расстояния 40 метров и менее.
Что изменилось? А это, похоже, задел для новой редакции Кодекса об административных правонарушениях. Вероятно, в скором времени за отсутствие техосмотра водителя будут отстранять от управления машиной.
Было: 14.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, при управлении механическим транспортным средством обязаны иметь: документы, указанные в подпунктах 12.1.4 и 12.1.5 пункта 12 настоящих Правил.
Стало: 14.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, при управлении механическим транспортным средством обязаны иметь: документы, указанные в подпунктах 12.1.3 (в случае управления транспортным средством, зарегистрированным в Республике Беларусь), 12.1.4 и 12.1.5 пункта 12 настоящих Правил.
Что изменилось? Если иностранец едет на белорусской машине, ему теперь придётся, кроме страховки и разрешения на рацию (если таковая установлена), показать и сертификат техосмотра.
ПРО ПЕШЕХОДОВ И ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
Было: 9.9. Водитель обязан принимать в складывающейся ситуации меры по снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства, обеспечивающие безопасные условия для дорожного движения пешеходов (в том числе детей, инвалидов, людей пожилого возраста, а также велосипедистов, находящихся на дороге), уступать дорогу пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах и регулируемых пешеходных переходах при одновременном для водителей и пешеходов разрешающем сигнале регулировщика или светофора.
Стало: 9.9. Водитель обязан уступать дорогу пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах и регулируемых пешеходных переходах при одновременном для водителей и пешеходов разрешающем сигнале регулировщика или светофора.
Что изменилось? В старой редакции ПДД выходило, что пешеход всегда прав, поскольку именно водитель был обязан обеспечивать безопасные условия для него, пешехода.
Было: 116. При подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен снизить скорость, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам.
Стало: 116. При подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен двигаться со скоростью, которая позволит при необходимости уступить дорогу пешеходам.
Что изменилось? Теперь не обязательно снижать скорость перед пешеходным переходом, а достаточно ехать так, чтобы суметь вовремя остановиться.
Было: 43. Если на сигналы светофора нанесены силуэты велосипеда либо под светофором установлена обозначающая табличка белого цвета с черным силуэтом велосипеда, действие сигналов такого светофора распространяется только на велосипедистов. Значения сигналов светофора для них аналогичны значению круглых сигналов, указанных в пункте 39 настоящих Правил.
Стало: 43. Если на сигналы светофора нанесены силуэты велосипеда либо под транспортным светофором установлена обозначающая табличка белого цвета с черным силуэтом велосипеда, действие сигналов такого светофора распространяется только на велосипедистов. Значения сигналов светофора для них аналогичны значению круглых сигналов, указанных в пункте 39 настоящих Правил.
Если под пешеходным светофором установлена обозначающая табличка белого цвета с черным силуэтом велосипеда, действие сигналов такого светофора распространяется и на велосипедистов.
При пересечении проезжей части по регулируемому пешеходному переходу и отсутствии светофора, регулирующего движение велосипедистов, водители велосипедов должны руководствоваться сигналами пешеходного светофора, а при его отсутствии — сигналами транспортного светофора.
Было: 56.3. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой
Стало: 56.3. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой. Указанный сигнал используется также в случае торможения без намерения осуществить маневр.
Что изменилось? Учитывая, что армия велосипедистов становится всё более многочисленной, в ПДД решили максимально подробно расписать моменты, касающиеся этой братии.
ПРО ОБГОН И ДРУГИЕ МАНЁВРЫ
Было: 59. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно, без изменения их направления движения.
При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
Стало: 59. При перестроении, выезде на трамвайные пути, съезде с них водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно, без изменения их направления движения.
При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа. Этим правилом должен руководствоваться водитель, транспортное средство которого съезжает с трамвайных путей.
Что изменилось? Абсолютно ничего не меняется. Даже не совсем понятно, зачем авторы документа вносили эти дополнения про трамвайные пути...
Было: 96. Обгон запрещается: в зоне действия дорожных знаков «Обгон запрещен», «Обгон грузовым автомобилям запрещен», на поворотах дороги, обозначенных дорожными знаками «Опасный поворот», «Опасные повороты», на подъемах, обозначенных дорожным знаком «Крутой подъем», а также при наличии дорожной разметки 1.1 в конце подъемов и на других участках дорог с ограниченной обзорностью дороги.
Стало: 96. Обгон запрещается: в зоне действия дорожных знаков «Обгон запрещен», «Обгон грузовым автомобилям запрещен», на поворотах дороги, обозначенных дорожными знаками «Опасный поворот», «Опасные повороты», на подъемах, обозначенных дорожным знаком «Крутой подъем», а также при наличии дорожной разметки 1.1 (за исключением обгона одиночного транспортного средства, движущегося со скоростью менее 30 км/ч), в конце подъемов и на других участках дорог с ограниченной обзорностью дороги.
Что изменилось? При наличии сплошной линии разметки теперь совершенно законно можно обогнать трактор-тихоход. Но только если это не колонна тракторов-тихоходов...
Было: 96.2. Обгон запрещается на обозначенных и регулируемых перекрестках.
Стало: 96.2. Обгон запрещается на обозначенных и (или) регулируемых перекрестках.
Что изменилось? Устранён источник разночтений. Всё стало просто и понятно: обгонять нельзя ни на каких перекрёстках: ни на обозначенных, ни на регулируемых.
ПРО ОСТАНОВКУ И СТОЯНКУ
Было: 137.5. В жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории водителям механических транспортных средств запрещается стоянка грузовых автомобилей с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны.
Стало: 137.5. В жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории водителям механических транспортных средств запрещается стоянка грузовых автомобилей.
Что изменилось? Вычеркнутая фраза про допустимую полну массу означает, что никакой грузовик, даже Газель, больше нельзя ставить на стоянку во дворе.
Было: 147. При нарушении водителями предусмотренных настоящей главой правил остановки или стоянки транспортных средств, в результате которого создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан, работники ГАИ вправе произвести принудительную эвакуацию таких транспортных средств в порядке, установленном законодательными актами и Инструкцией о порядке принудительной эвакуации транспортных средств, утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь.
Стало: 147. При нарушении водителями правил остановки или стоянки транспортных средств, в результате которого создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан, сотрудники ГАИ вправе произвести принудительную отбуксировку (эвакуацию) таких транспортных средств в порядке, установленном законодательными актами и принятыми в целях их реализации постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. При нарушении водителями правил остановки или стоянки грузовых автомобилей, автобусов, колесных тракторов, самоходных машин сотрудниками ГАИ может быть произведена блокировка колес этих транспортных средств в порядке, установленном законодательными актами и принятыми в целях их реализации постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Что изменилось? И вновь ничего неожиданного. О том, что ГАИ имеет право эвакуировать (или блокировать колёса) машины, которые нарушают правила остановки и стоянки, теперь написано и в Правилах.
ПРО ПЕРЕВОЗКУ ДЕТЕЙ
Было: 178. При перевозке детей до двенадцати лет на заднем сиденье легкового автомобиля рекомендуется использовать специальное детское удерживающее устройство (сиденье).
Совершеннолетний пассажир на заднем сиденье легкового автомобиля может держать на коленях одного ребенка в возрасте до двенадцати лет при условии, что названный пассажир пристегнут ремнем безопасности.
Стало: 178. Перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием:
детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, — в возрасте до пяти лет;
детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, — в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования указанных в части первой настоящего пункта устройств в случае, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.
Запрещается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, спинка которых развернута к лобовому стеклу транспортного средства, если переднее сиденье имеет подушку безопасности, за исключением случая, когда механизм фронтальной подушки безопасности отключен.
Было: 181. Запрещается перевозить детей до двенадцати лет на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального детского удерживающего устройства (сиденья), а также на заднем сиденье мотоцикла.
Стало: 181. Запрещается перевозить детей до двенадцати лет на заднем сиденье мотоцикла, мопеда.
Что изменилось? Детские кресла стали обязательными. А подробное описание, как и где можно и нужно возить детей, не оставило никаких шансов для любителей трактовать ПДД по своему усмотрению.
ПРО СТЁКЛА И ЗИМНИЕ ШИНЫ
Было: 194.12. Запрещается участие в дорожном движении транспортного средства, стекла которого имеют степень светопропускания менее:
75 процентов — для ветрового стекла (стекла, применяемого для остекления переднего проема транспортного средства);
70 процентов — для передних боковых стекол;
70 процентов — для других стекол, если на них не нанесена организацией (заводом)-изготовителем маркировка, содержащая одно из следующих сочетаний знаков: «43R», «V»; «43R», «V-VI»; «AS3»; «43R», «V», «AS3».
Стало: 194.12. Запрещается участие в дорожном движении транспортного средства, стекла которого имеют степень светопропускания менее:
70 процентов — для ветрового стекла (стекла, применяемого для остекления переднего проема транспортного средства), передних боковых стекол;
70 процентов — для других стекол, если на них не нанесена организацией (заводом)-изготовителем маркировка, содержащая одно из следующих сочетаний знаков: «43R», «V»; «43R», «V-VI»; «AS3»; «43R», «V», «AS3».
Что изменилось? Вышло не совсем корректно. Грядущий техрегламент Таможенного союза (в отличие от новой редакции белорусских ПДД) никак не оговаривает светопропускаемость задних боковых стёкол...
Было: 207-1. При наличии снежного покрова рекомендуется участие в дорожном движении транспортных средств, оборудованных шинами, предназначенными для эксплуатации в зимних условиях.
Стало: 207-1. При участии в дорожном движении с 1 декабря по 1 марта автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 тонн должны быть оборудованы зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства и должны соответствовать требованиям части второй пункта 25 Приложения 4 к настоящим Правилам.
Что изменилось? Формально этот пункт правил требует, чтобы автомобилисты «переобувались» на зиму. Вот только законотворцы не учли одну маленькую деталь... Какую, читайте дальше.
Было: Перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении (Приложение 4).
Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин механических транспортных средств, в сцепке с которыми они участвуют в дорожном движении.
Шина считается непригодной к эксплуатации, если появился один индикатор износа, расположенный по дну канавки протектора, при равномерном износе или два индикатора в каждом из двух сечений — при неравномерном износе беговой дорожки.
Стало: Перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении (Приложение 4).
Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее: 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм.
Зимние шины механических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаками «М+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons», во время эксплуатации на указанном покрытии имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 4 мм.
Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин механических транспортных средств, в сцепке с которыми они участвуют в дорожном движении.
Шина считается непригодной к эксплуатации, если появился один индикатор износа, расположенный по дну канавки протектора, при равномерном износе или два индикатора в каждом из двух сечений — при неравномерном износе беговой дорожки.
Что изменилось? Сегодня маркировку M+S носит большая часть всесезонных и внедорожных шин. Так что несознательные автомобилисты как не меняли резину на зимнюю, так и не будут.
ПРО АВТОШКОЛЫ И ЛЕСНИКОВ
Было: 2.1. Обучение управлению механическим транспортным средством категории «B» производится не менее чем в трехмесячный срок по 220-часовой единой программе подготовки водителей механических транспортных средств данной категории, включающей 40-часовое обучение практическому вождению автомобиля.
Стало: 2.1. Обучение управлению механическим транспортным средством категории «B» производится не менее чем в трехмесячный срок по 220-часовой единой программе подготовки водителей механических транспортных средств данной категории, включающей не менее 50 часов обучения управлению автомобилем.
Что изменилось? Всё просто: практического вождения станет на 10 часов больше, чем раньше. Как это скажется на качестве подготовки водителей, покажет время, но можно точно прогнозировать, что стоимость обучения вырастет.
Было: 9.1. Должностные лица Следственного комитета, органов внутренних дел (кроме сотрудников ГАИ), органов государственной охраны, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, Вооруженных сил Республики Беларусь, внутренних войск Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, таможенных органов, Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций имеют право остановки транспортных средств только для осуществления возложенных на указанные органы функций.
Стало: 9.1. Должностные лица Следственного комитета, органов внутренних дел (кроме сотрудников ГАИ), органов государственной охраны, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, Вооруженных Сил Республики Беларусь, внутренних войск Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, таможенных органов, Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, государственной лесной охраны имеют право остановки транспортных средств только для осуществления возложенных на указанные органы функций.
Что изменилось? Для автомобилистов это дополнение не означает ровным счётом ничего: как не касались водителей лесники, так и не будут касаться.
ПРО «УСТУПИ ДОРОГУ» И ЗНАК «STOP»
Было: 2.76. Уступить дорогу (не иметь преимущества) — требование, означающее не возобновлять или не продолжать движение или не осуществлять какой-либо маневр (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения, подаваемого регулировщиком или водителем транспортного средства оперативного назначения), если это может вынудить другого участника (других участников) дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения.
Стало: 2.76. Уступить дорогу (не иметь преимущества) — требование, означающее не возобновлять движение, снизить скорость движения вплоть до остановки транспортного средства или не осуществлять какой-либо маневр (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения, подаваемого регулировщиком или водителем транспортного средства оперативного назначения), если это может вынудить другого участника (других участников) дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения.
Что изменилось? Авторы поправок попытались сделать самый спорный термин максимально точным. Получилось неплохо: «снизить скорость» кажется более понятным, чем «не возобновлять или не продолжать движение».
Было: Знак «Движение без остановки запрещено». Запрещается движение без остановки перед стоп-линией (горизонтальной дорожной разметкой 1.12), а при ее отсутствии — перед краем пересекаемой проезжей части дороги. Необходимо уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 7.13 — транспортным средствам, движущимся по главной дороге, а также справа по равнозначной дороге.
Стало: Знак «Движение без остановки запрещено». Запрещается движение без остановки перед знаком 2.5 или знаком 5.33 (горизонтальной дорожной разметкой 1.12), а при их отсутствии — перед краем пересекаемой проезжей части дороги. Необходимо уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 7.13 — транспортным средствам, движущимся по главной дороге, а также справа по равнозначной дороге. При подъезде к участку дороги, на котором установлен знак, а также к железнодорожному переезду, движение через который не запрещено, водитель должен остановиться перед знаком 2.5 или знаком 5.33 (горизонтальной дорожной разметкой 1.12).
Что изменилось? Ничего нового. Увидел знак «STOP» — остановись и посмотри по сторонам, даже если шлагбаум открыт, а семафор не моргает красными огнями.
ПРО ТЕХОСМОТР
Было: 2.12. Государственный технический осмотр — совокупность организационно-технических мер, направленных на недопущение к участию в дорожном движении транспортных средств, не соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов республиканского органа государственного управления по стандартизации, метрологии и сертификации (далее — технические нормативные правовые акты).
Стало: 2.12. Государственный технический осмотр — совокупность организационно-технических мер, направленных на недопущение к участию в дорожном движении транспортных средств, не соответствующих требованиям международных правовых документов, касающихся безопасности колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в этой сфере (далее — технические нормативные правовые акты).
Что изменилось? Ничего принципиально нового этот пункт ПДД не несёт. Так что упоминание словосочетания «безопасность колесных транспортных средств» — обычная формальность!
Было: 10.3. Водителю запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве с загрязнениями (наслоениями), ограничивающими обзорность дороги, а также не позволяющими видеть информацию на регистрационном знаке с расстояния 40 метров и менее.
Стало: 10.3. Водителю запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве, конструкция и техническое состояние которого не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов, не прошедшем государственный технический осмотр и процедуру выдачи разрешения на его допуск к участию в дорожном движении, с загрязнениями (наслоениями), ограничивающими обзорность дороги, а также не позволяющими видеть информацию на регистрационном знаке с расстояния 40 метров и менее.
Что изменилось? А это, похоже, задел для новой редакции Кодекса об административных правонарушениях. Вероятно, в скором времени за отсутствие техосмотра водителя будут отстранять от управления машиной.
Было: 14.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, при управлении механическим транспортным средством обязаны иметь: документы, указанные в подпунктах 12.1.4 и 12.1.5 пункта 12 настоящих Правил.
Стало: 14.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, при управлении механическим транспортным средством обязаны иметь: документы, указанные в подпунктах 12.1.3 (в случае управления транспортным средством, зарегистрированным в Республике Беларусь), 12.1.4 и 12.1.5 пункта 12 настоящих Правил.
Что изменилось? Если иностранец едет на белорусской машине, ему теперь придётся, кроме страховки и разрешения на рацию (если таковая установлена), показать и сертификат техосмотра.
ПРО ПЕШЕХОДОВ И ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
Было: 9.9. Водитель обязан принимать в складывающейся ситуации меры по снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства, обеспечивающие безопасные условия для дорожного движения пешеходов (в том числе детей, инвалидов, людей пожилого возраста, а также велосипедистов, находящихся на дороге), уступать дорогу пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах и регулируемых пешеходных переходах при одновременном для водителей и пешеходов разрешающем сигнале регулировщика или светофора.
Стало: 9.9. Водитель обязан уступать дорогу пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах и регулируемых пешеходных переходах при одновременном для водителей и пешеходов разрешающем сигнале регулировщика или светофора.
Что изменилось? В старой редакции ПДД выходило, что пешеход всегда прав, поскольку именно водитель был обязан обеспечивать безопасные условия для него, пешехода.
Было: 116. При подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен снизить скорость, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам.
Стало: 116. При подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен двигаться со скоростью, которая позволит при необходимости уступить дорогу пешеходам.
Что изменилось? Теперь не обязательно снижать скорость перед пешеходным переходом, а достаточно ехать так, чтобы суметь вовремя остановиться.
Было: 43. Если на сигналы светофора нанесены силуэты велосипеда либо под светофором установлена обозначающая табличка белого цвета с черным силуэтом велосипеда, действие сигналов такого светофора распространяется только на велосипедистов. Значения сигналов светофора для них аналогичны значению круглых сигналов, указанных в пункте 39 настоящих Правил.
Стало: 43. Если на сигналы светофора нанесены силуэты велосипеда либо под транспортным светофором установлена обозначающая табличка белого цвета с черным силуэтом велосипеда, действие сигналов такого светофора распространяется только на велосипедистов. Значения сигналов светофора для них аналогичны значению круглых сигналов, указанных в пункте 39 настоящих Правил.
Если под пешеходным светофором установлена обозначающая табличка белого цвета с черным силуэтом велосипеда, действие сигналов такого светофора распространяется и на велосипедистов.
При пересечении проезжей части по регулируемому пешеходному переходу и отсутствии светофора, регулирующего движение велосипедистов, водители велосипедов должны руководствоваться сигналами пешеходного светофора, а при его отсутствии — сигналами транспортного светофора.
Было: 56.3. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой
Стало: 56.3. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой. Указанный сигнал используется также в случае торможения без намерения осуществить маневр.
Что изменилось? Учитывая, что армия велосипедистов становится всё более многочисленной, в ПДД решили максимально подробно расписать моменты, касающиеся этой братии.
ПРО ОБГОН И ДРУГИЕ МАНЁВРЫ
Было: 59. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно, без изменения их направления движения.
При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
Стало: 59. При перестроении, выезде на трамвайные пути, съезде с них водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно, без изменения их направления движения.
При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа. Этим правилом должен руководствоваться водитель, транспортное средство которого съезжает с трамвайных путей.
Что изменилось? Абсолютно ничего не меняется. Даже не совсем понятно, зачем авторы документа вносили эти дополнения про трамвайные пути...
Было: 96. Обгон запрещается: в зоне действия дорожных знаков «Обгон запрещен», «Обгон грузовым автомобилям запрещен», на поворотах дороги, обозначенных дорожными знаками «Опасный поворот», «Опасные повороты», на подъемах, обозначенных дорожным знаком «Крутой подъем», а также при наличии дорожной разметки 1.1 в конце подъемов и на других участках дорог с ограниченной обзорностью дороги.
Стало: 96. Обгон запрещается: в зоне действия дорожных знаков «Обгон запрещен», «Обгон грузовым автомобилям запрещен», на поворотах дороги, обозначенных дорожными знаками «Опасный поворот», «Опасные повороты», на подъемах, обозначенных дорожным знаком «Крутой подъем», а также при наличии дорожной разметки 1.1 (за исключением обгона одиночного транспортного средства, движущегося со скоростью менее 30 км/ч), в конце подъемов и на других участках дорог с ограниченной обзорностью дороги.
Что изменилось? При наличии сплошной линии разметки теперь совершенно законно можно обогнать трактор-тихоход. Но только если это не колонна тракторов-тихоходов...
Было: 96.2. Обгон запрещается на обозначенных и регулируемых перекрестках.
Стало: 96.2. Обгон запрещается на обозначенных и (или) регулируемых перекрестках.
Что изменилось? Устранён источник разночтений. Всё стало просто и понятно: обгонять нельзя ни на каких перекрёстках: ни на обозначенных, ни на регулируемых.
ПРО ОСТАНОВКУ И СТОЯНКУ
Было: 137.5. В жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории водителям механических транспортных средств запрещается стоянка грузовых автомобилей с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны.
Стало: 137.5. В жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории водителям механических транспортных средств запрещается стоянка грузовых автомобилей.
Что изменилось? Вычеркнутая фраза про допустимую полну массу означает, что никакой грузовик, даже Газель, больше нельзя ставить на стоянку во дворе.
Было: 147. При нарушении водителями предусмотренных настоящей главой правил остановки или стоянки транспортных средств, в результате которого создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан, работники ГАИ вправе произвести принудительную эвакуацию таких транспортных средств в порядке, установленном законодательными актами и Инструкцией о порядке принудительной эвакуации транспортных средств, утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь.
Стало: 147. При нарушении водителями правил остановки или стоянки транспортных средств, в результате которого создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан, сотрудники ГАИ вправе произвести принудительную отбуксировку (эвакуацию) таких транспортных средств в порядке, установленном законодательными актами и принятыми в целях их реализации постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. При нарушении водителями правил остановки или стоянки грузовых автомобилей, автобусов, колесных тракторов, самоходных машин сотрудниками ГАИ может быть произведена блокировка колес этих транспортных средств в порядке, установленном законодательными актами и принятыми в целях их реализации постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Что изменилось? И вновь ничего неожиданного. О том, что ГАИ имеет право эвакуировать (или блокировать колёса) машины, которые нарушают правила остановки и стоянки, теперь написано и в Правилах.
ПРО ПЕРЕВОЗКУ ДЕТЕЙ
Было: 178. При перевозке детей до двенадцати лет на заднем сиденье легкового автомобиля рекомендуется использовать специальное детское удерживающее устройство (сиденье).
Совершеннолетний пассажир на заднем сиденье легкового автомобиля может держать на коленях одного ребенка в возрасте до двенадцати лет при условии, что названный пассажир пристегнут ремнем безопасности.
Стало: 178. Перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием:
детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, — в возрасте до пяти лет;
детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, — в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования указанных в части первой настоящего пункта устройств в случае, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.
Запрещается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, спинка которых развернута к лобовому стеклу транспортного средства, если переднее сиденье имеет подушку безопасности, за исключением случая, когда механизм фронтальной подушки безопасности отключен.
Было: 181. Запрещается перевозить детей до двенадцати лет на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального детского удерживающего устройства (сиденья), а также на заднем сиденье мотоцикла.
Стало: 181. Запрещается перевозить детей до двенадцати лет на заднем сиденье мотоцикла, мопеда.
Что изменилось? Детские кресла стали обязательными. А подробное описание, как и где можно и нужно возить детей, не оставило никаких шансов для любителей трактовать ПДД по своему усмотрению.
ПРО СТЁКЛА И ЗИМНИЕ ШИНЫ
Было: 194.12. Запрещается участие в дорожном движении транспортного средства, стекла которого имеют степень светопропускания менее:
75 процентов — для ветрового стекла (стекла, применяемого для остекления переднего проема транспортного средства);
70 процентов — для передних боковых стекол;
70 процентов — для других стекол, если на них не нанесена организацией (заводом)-изготовителем маркировка, содержащая одно из следующих сочетаний знаков: «43R», «V»; «43R», «V-VI»; «AS3»; «43R», «V», «AS3».
Стало: 194.12. Запрещается участие в дорожном движении транспортного средства, стекла которого имеют степень светопропускания менее:
70 процентов — для ветрового стекла (стекла, применяемого для остекления переднего проема транспортного средства), передних боковых стекол;
70 процентов — для других стекол, если на них не нанесена организацией (заводом)-изготовителем маркировка, содержащая одно из следующих сочетаний знаков: «43R», «V»; «43R», «V-VI»; «AS3»; «43R», «V», «AS3».
Что изменилось? Вышло не совсем корректно. Грядущий техрегламент Таможенного союза (в отличие от новой редакции белорусских ПДД) никак не оговаривает светопропускаемость задних боковых стёкол...
Было: 207-1. При наличии снежного покрова рекомендуется участие в дорожном движении транспортных средств, оборудованных шинами, предназначенными для эксплуатации в зимних условиях.
Стало: 207-1. При участии в дорожном движении с 1 декабря по 1 марта автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 тонн должны быть оборудованы зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства и должны соответствовать требованиям части второй пункта 25 Приложения 4 к настоящим Правилам.
Что изменилось? Формально этот пункт правил требует, чтобы автомобилисты «переобувались» на зиму. Вот только законотворцы не учли одну маленькую деталь... Какую, читайте дальше.
Было: Перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении (Приложение 4).
Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин механических транспортных средств, в сцепке с которыми они участвуют в дорожном движении.
Шина считается непригодной к эксплуатации, если появился один индикатор износа, расположенный по дну канавки протектора, при равномерном износе или два индикатора в каждом из двух сечений — при неравномерном износе беговой дорожки.
Стало: Перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их участие в дорожном движении (Приложение 4).
Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее: 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм.
Зимние шины механических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаками «М+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons», во время эксплуатации на указанном покрытии имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 4 мм.
Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин механических транспортных средств, в сцепке с которыми они участвуют в дорожном движении.
Шина считается непригодной к эксплуатации, если появился один индикатор износа, расположенный по дну канавки протектора, при равномерном износе или два индикатора в каждом из двух сечений — при неравномерном износе беговой дорожки.
Что изменилось? Сегодня маркировку M+S носит большая часть всесезонных и внедорожных шин. Так что несознательные автомобилисты как не меняли резину на зимнюю, так и не будут.