потрясающая идея модернизации кулисы кпп
Добавлено: 25.08.2015 03:10
не знаю как вам, а мне лично кулиса всю душу выела, а сегодня я лежал в ванне с лицом архимеда и сделал аналогичную по значимости находку
ключевое слово - карданчик. карданчик из набора инструментов. они должны продаваться отдельно и для построения идеальной кулисы нам понадобится их три. возможно это слегка дороговато, но я уверен, что нет более дешевого способа сделать настолько хорошо
начнем со стороны коробки, с той точки где шарнир рычага крепится на картере коробки. это самое мерзкое место. чего я там только не делал, как только не мудрил - все равно получалась ерунда которая разваливалась сразу же. потом я сделал открытие: на первом этаже паркинга на жданах можно купить реношный шарнир за ~100 тысяч. это неплохой вариант, получится - как было, а было - не очень - просто работало. мы же, допустим, хотим что бы было идеально. для этого берем толстый кусок листовой стали и болгаркой вырезаем плашку под два ближайщих болта, соединяющих половинки картера коробки, а к этой плашке привариваем, да, карданчик. он и заменит нам этот мерзкий шарнир. к карданчику привариваем рычаг, можно родной. это будет решением самой большой проблемы, уже станет намного лучше и несравненно надежнее. инструментальная сталь, если не экономить при покупке карданчика - это серьезно - люфта не будет, а данный узел переживет машину в целом. сколько он там стоит? ну я не знаю, но не думаю что дороже 100тысяч.
дальше. дальше чуть хитрее. там еще один шарнир - он понадежнее, он не ломается, но со временем разнашивается внося весомую лепту в общий люфт. срезаем к черту загнутую часть этой лапки вместе с внешней частью шарнира, с омерзением выкидываем и плюём ей вслед. по месту надо посмотреть, возможно снизу к этой лапке надо приварить параллельную планку, что бы наш новый шарнир не уперся в картер при включении задней. осторожно с этим. однако снизу места хватает, так что понижаем. дальше вы уже наверное догадались, берем еще один карданчик, ориентируем его ось вращения вдоль оси вращения передних колес и привариваем к пониженной части лапки. дальше химия, новое ключевое слово - вороток. да, тоже из набора инструментов. уточняю - квадрат "папа", двигающийся вдоль стержня. маленький, большой наверное не влезет, хотя если влезет - будет лучше. то же относится и к первому и ко всем последующим узлам взятым из набора инструментов. вот картинка с ним: итак - стержень воротка мы привариваем к первому карданчику, а квадрат ко второму. ось вращения квадрата ориентируем вертикально, второй карданчик не сгибаем(а впрочем можно и согнуть), привариваем квадрат к карданчику, таким образом их оси вращения находятся под углом 90 градусов. да, пространственное воображение в делах кулисных рулит, да и вообще. уверяю вас, получившаяся загагулина функционално эквивалентна стоковой в той степени, которая необходима. итого - двум источникам люфта настал кирдык.
дальше по кулисе у нас простенький шарнир. вообще-то тоже можно использовать вороток, только другой, функционально аналогичный этому шарниру, с одной осью вращения. но в принципе это место не настолько ужасное, достаточно просто время от времени подтягивать гайку.
дальше сама тяга. эту тягу делают тонкостенной, как я понял из соображений безопасности - мотор с коробкой должны уходить под салон при ударе. это же вольво. за это мы платим внезапной невозможностью включать передачи при первейших признаках коррозии. плюем на безопасность, берем арматурину и выгибаем ее по образцу. это я уже сделал - очень помогло.
дальше второй по мерзостности шарнир. там пластиковые втулки которые очень быстро исчезают, внося такой люфт, что даже самый первый из описанных шарниров тихо ему завидует. второй в плане мерзостности он лишь потому, что решается проблема достаточно просто. на данный момент я поступил так - отрезал два кусочка стальной полосы, просверлил отверстия под выступы на рычаге КПП, приложил их на место и старательно все это обварил. получилось неплохо и в этом месте можно остановится, однако согласитесь - вороток из инструментов можно приспособить и сюда. он такой же как и тот, который нужен был для модификации другого конца тяги. то есть ручка, на кончике которой вокруг одной оси поворачивается квадрат. причем эта ось перпендикулярна как продольной оси ручки, так и оси вращения квадрата. это не трещетка, не путайте. я даже картинку приложу что бы никто не ошибся:
причем, внимание, ручку отрезать не обязательно, ведь можно ухватившись за нее переключать передачи. что бы так сделать достаточно всего лишь(да!) приварить к ней еще один карданчик. но не все так просто. к верхней плоскости тоннеля приворачиваем болтами кронштейн, он должен быть таким, что бы образовать в итоге горизонтальную плоскость для установки очередного карданчика. кронштейн должен быть жестким, ведь мы же хотим уничтожить любые намеки на люфт! к кронштейну привариваем карданчик так, что бы ось его вращения была вертикальна. ориентация осей сгиба карданчика во всех случаях, кстати, значения не имеет. далее - к верхней части приваренного карданчика приваривем что-нибудь, что будет приварено к воротку выступающему у нас в роли рычага кпп. смысл в том, что если приварить карданчик прямо к рычагу, то он будет ограничен в движении в одном из направлений, он просто упрется, а если немного его отнести, то будет то что надо. это касается, кстати, всех упомянутых сочленений - следите что бы ничего не упиралось, а то потом обидно будет. с другой стороны, не следует отводить рычаг от карданчика слишком далеко, поскольку в этом случае продольная тяга в тоннеле будет смещаться вверх и вниз, соответственно. высотой установки карданчика регулируем ход кулисы, однако если она слишком длинная, а карданчик смещен сильно вверх относительно стокового варианта, то шарнир в нижней части рычага будет упираться в левую и правую стенки тоннеля. подбираем длинну рычага и оси его вращения с умом.
в качестве вишенки на торте отрезаем от воротка красивую рифленую ручку и привариваем её же на место, но слегка наклонив, например в сторону нашей правой ноги. уверен что это будет даже юзабельнее всех этих псевдоанатомических какашек которыми нынче любят увенчать такой важный рычаг, без которого и езда не езда.
ну и чехольчик сшить никто не мешает, а то дуть будет.
напоследок скажу, что вся эта переключалка - это система рычагов в физическом смысле этого слова. а рычаг - это соотношения точки приложения силы и точки где она воздействует на целевой элемент. соотношение плеч рычага определяет в данном случае не столько усилия, сколько ходы. хода может нехватить, в контексте того, что не хватит хода у точки приложения силы. там везде тесно. тесно в тоннеле и особенно тесно прямо под коробкой, где ходит самый последний рычаг с шариком на конце. с ним будьте осторожнее всего, вы бы знали как я с ним намучался. чаще всего он упирается в коробку, из-за чего пропадает задняя. в случае если мы будем модифицировать точку вращения рычага со стороны салона, то имеет смысл эту точку вращения сделать немного пониже, при этом пропорционально укоротив весь рычаг. получится короткоходная кулиса. потребуются увеличенные усилия при переключении, но вероятность, того что карйнее левое и крайнее правое положение будет ограниченно стенками тоннеля значительно снизится. впрочем, есть сайд-эффект - угол качания ручки вперед-назад станет намного больше. независимо регулировать эти две характеристики изменяя параметры именно рычага со стороны салона принципиально невозможно. причина в том, что в однмо случае мы двигаем тягу, а в другом - вращаем. укорачивая нижнее плечо ручки мы увеличиваем угол поворота тяги, но уменьшаем её смещение. учитвая тот факт, что тоннель ограничивает нас только слева и справа - имеет смысл точку вращения ручки все-таки немного понизить. таким образом при появлении какого-то люфта(если все-таки это случится), мы не останемся без пятой либо задней, либо без пятой и задней одновременно, и вообще регулировка исходного угла поворота тяги может быть более грубой. в качестве минуса - придется сильно наклонять тягу вперед и назад. это может быть некомфортно.
впрочем, только что появилась совсем уж упоротая идея, чисто лайфхак. вместо последнего карданчика можно использовать два раздельных шарнира, такм образом угол поворота кулисы вокруг двух осей будет иметь разное плечо! это имеет место быть даже в случае самого карданчика, но там оси сближены(и тем не менее - это не помешает учесть!). суть в том, что ось "лево-право" мы понижаем, а ось "перед-зад" - поднимаем, таким образом получаем failsafe короткоходность. главное не переборщить. то есть в теории существует способ сделать рычаг длинным как в икарусе, но при этом короткоходным. незнаю насктолько это удобно, но это возможно. с одной стороны, для такого рычага придется извести аж три воротка, но с другой стороны - эта кулиса может пережить далеко не один автомобиль. по воротку kingtony длинной примерно полметра я прыгал двумя ногами при моем весе почти в 90кг. при этом он был на гайке(шрус откручивал). когда это не помогло я одел на него двухметровую трубу и снова навалился всем весом - шрус застонал как в фильме про крушение подводной лодки, а вороток пережил это и не имеет не малейших признаков деформации в итоге. даюсь диву, он же тоненький. причем я делал так много раз.
и еще один момент. вернемся к шарниру на самой коробке. дело в том, что не факт что получится установить первый карданичк заменяющий шарик достаточно глубоко. и тут надо внимательнейше подумать, к чему это может привести. суть в том, что при уменьшении длинны рычага растет соотношение его плеч. ВНЕЗАПНО мы получаем уменьшение хода лапки на коробке, ВНЕЗАПНО её хода может нехватить, как не хватит и хода зубов при попытке укусить себя за локти. однако не стоит огорчаться - смело ставим карданчик как получится и немного удлинняем лапку. и снова сайд-эффекты: движение лапки ввер-вниз получит больший диапазон(если только не упрется своим внешним концом куда-нибудь, учитываем и это!), а движение вперед-назад напротив - потребует большего хода кулисы. опять таки - половинки карданчика можно разнести на два шарнира. думаем, считаем, пробуем, ругаемся!
и вообще, я вам сейчас мозг взорву - шарнир то можно вниз перенести, то есть ниже лапки. конечно мы уменьшим дорожный просвет на пару см, но тогда ничто и никуда точно не упрется. халява, но не для любителей порезать пружины, конечно и не для любителей бездорожья. это решение тем больее failsafe, чем ниже мы смещаем карданчик. в этом же его недостаток. все-таки я внимательно подумаю и постараюсь оставить карданчик сверху. причем плюс маленького карданчика в том, что его оси ближе. та ось которая ближе к тяге всегда потеряет немного хода, за счет увеличения соотношения рычагов.
надо подумать. не смотря на стену текста - идея сырая. с каждой новой осью вращения мы увеличиваем количество переменных в уравнении про рычаг, а соответстственно и мерность пространства в котором рисуется график отражающий множество верных решений. думаю лучше модифицировать сочленения по одному, наблюдать работоспособный результат и только потом продолжать, иначе задача рискует стать очень сложной.
а реально вообще разобраться в том, что я понаписал?
ключевое слово - карданчик. карданчик из набора инструментов. они должны продаваться отдельно и для построения идеальной кулисы нам понадобится их три. возможно это слегка дороговато, но я уверен, что нет более дешевого способа сделать настолько хорошо
начнем со стороны коробки, с той точки где шарнир рычага крепится на картере коробки. это самое мерзкое место. чего я там только не делал, как только не мудрил - все равно получалась ерунда которая разваливалась сразу же. потом я сделал открытие: на первом этаже паркинга на жданах можно купить реношный шарнир за ~100 тысяч. это неплохой вариант, получится - как было, а было - не очень - просто работало. мы же, допустим, хотим что бы было идеально. для этого берем толстый кусок листовой стали и болгаркой вырезаем плашку под два ближайщих болта, соединяющих половинки картера коробки, а к этой плашке привариваем, да, карданчик. он и заменит нам этот мерзкий шарнир. к карданчику привариваем рычаг, можно родной. это будет решением самой большой проблемы, уже станет намного лучше и несравненно надежнее. инструментальная сталь, если не экономить при покупке карданчика - это серьезно - люфта не будет, а данный узел переживет машину в целом. сколько он там стоит? ну я не знаю, но не думаю что дороже 100тысяч.
дальше. дальше чуть хитрее. там еще один шарнир - он понадежнее, он не ломается, но со временем разнашивается внося весомую лепту в общий люфт. срезаем к черту загнутую часть этой лапки вместе с внешней частью шарнира, с омерзением выкидываем и плюём ей вслед. по месту надо посмотреть, возможно снизу к этой лапке надо приварить параллельную планку, что бы наш новый шарнир не уперся в картер при включении задней. осторожно с этим. однако снизу места хватает, так что понижаем. дальше вы уже наверное догадались, берем еще один карданчик, ориентируем его ось вращения вдоль оси вращения передних колес и привариваем к пониженной части лапки. дальше химия, новое ключевое слово - вороток. да, тоже из набора инструментов. уточняю - квадрат "папа", двигающийся вдоль стержня. маленький, большой наверное не влезет, хотя если влезет - будет лучше. то же относится и к первому и ко всем последующим узлам взятым из набора инструментов. вот картинка с ним: итак - стержень воротка мы привариваем к первому карданчику, а квадрат ко второму. ось вращения квадрата ориентируем вертикально, второй карданчик не сгибаем(а впрочем можно и согнуть), привариваем квадрат к карданчику, таким образом их оси вращения находятся под углом 90 градусов. да, пространственное воображение в делах кулисных рулит, да и вообще. уверяю вас, получившаяся загагулина функционално эквивалентна стоковой в той степени, которая необходима. итого - двум источникам люфта настал кирдык.
дальше по кулисе у нас простенький шарнир. вообще-то тоже можно использовать вороток, только другой, функционально аналогичный этому шарниру, с одной осью вращения. но в принципе это место не настолько ужасное, достаточно просто время от времени подтягивать гайку.
дальше сама тяга. эту тягу делают тонкостенной, как я понял из соображений безопасности - мотор с коробкой должны уходить под салон при ударе. это же вольво. за это мы платим внезапной невозможностью включать передачи при первейших признаках коррозии. плюем на безопасность, берем арматурину и выгибаем ее по образцу. это я уже сделал - очень помогло.
дальше второй по мерзостности шарнир. там пластиковые втулки которые очень быстро исчезают, внося такой люфт, что даже самый первый из описанных шарниров тихо ему завидует. второй в плане мерзостности он лишь потому, что решается проблема достаточно просто. на данный момент я поступил так - отрезал два кусочка стальной полосы, просверлил отверстия под выступы на рычаге КПП, приложил их на место и старательно все это обварил. получилось неплохо и в этом месте можно остановится, однако согласитесь - вороток из инструментов можно приспособить и сюда. он такой же как и тот, который нужен был для модификации другого конца тяги. то есть ручка, на кончике которой вокруг одной оси поворачивается квадрат. причем эта ось перпендикулярна как продольной оси ручки, так и оси вращения квадрата. это не трещетка, не путайте. я даже картинку приложу что бы никто не ошибся:
причем, внимание, ручку отрезать не обязательно, ведь можно ухватившись за нее переключать передачи. что бы так сделать достаточно всего лишь(да!) приварить к ней еще один карданчик. но не все так просто. к верхней плоскости тоннеля приворачиваем болтами кронштейн, он должен быть таким, что бы образовать в итоге горизонтальную плоскость для установки очередного карданчика. кронштейн должен быть жестким, ведь мы же хотим уничтожить любые намеки на люфт! к кронштейну привариваем карданчик так, что бы ось его вращения была вертикальна. ориентация осей сгиба карданчика во всех случаях, кстати, значения не имеет. далее - к верхней части приваренного карданчика приваривем что-нибудь, что будет приварено к воротку выступающему у нас в роли рычага кпп. смысл в том, что если приварить карданчик прямо к рычагу, то он будет ограничен в движении в одном из направлений, он просто упрется, а если немного его отнести, то будет то что надо. это касается, кстати, всех упомянутых сочленений - следите что бы ничего не упиралось, а то потом обидно будет. с другой стороны, не следует отводить рычаг от карданчика слишком далеко, поскольку в этом случае продольная тяга в тоннеле будет смещаться вверх и вниз, соответственно. высотой установки карданчика регулируем ход кулисы, однако если она слишком длинная, а карданчик смещен сильно вверх относительно стокового варианта, то шарнир в нижней части рычага будет упираться в левую и правую стенки тоннеля. подбираем длинну рычага и оси его вращения с умом.
в качестве вишенки на торте отрезаем от воротка красивую рифленую ручку и привариваем её же на место, но слегка наклонив, например в сторону нашей правой ноги. уверен что это будет даже юзабельнее всех этих псевдоанатомических какашек которыми нынче любят увенчать такой важный рычаг, без которого и езда не езда.
ну и чехольчик сшить никто не мешает, а то дуть будет.
напоследок скажу, что вся эта переключалка - это система рычагов в физическом смысле этого слова. а рычаг - это соотношения точки приложения силы и точки где она воздействует на целевой элемент. соотношение плеч рычага определяет в данном случае не столько усилия, сколько ходы. хода может нехватить, в контексте того, что не хватит хода у точки приложения силы. там везде тесно. тесно в тоннеле и особенно тесно прямо под коробкой, где ходит самый последний рычаг с шариком на конце. с ним будьте осторожнее всего, вы бы знали как я с ним намучался. чаще всего он упирается в коробку, из-за чего пропадает задняя. в случае если мы будем модифицировать точку вращения рычага со стороны салона, то имеет смысл эту точку вращения сделать немного пониже, при этом пропорционально укоротив весь рычаг. получится короткоходная кулиса. потребуются увеличенные усилия при переключении, но вероятность, того что карйнее левое и крайнее правое положение будет ограниченно стенками тоннеля значительно снизится. впрочем, есть сайд-эффект - угол качания ручки вперед-назад станет намного больше. независимо регулировать эти две характеристики изменяя параметры именно рычага со стороны салона принципиально невозможно. причина в том, что в однмо случае мы двигаем тягу, а в другом - вращаем. укорачивая нижнее плечо ручки мы увеличиваем угол поворота тяги, но уменьшаем её смещение. учитвая тот факт, что тоннель ограничивает нас только слева и справа - имеет смысл точку вращения ручки все-таки немного понизить. таким образом при появлении какого-то люфта(если все-таки это случится), мы не останемся без пятой либо задней, либо без пятой и задней одновременно, и вообще регулировка исходного угла поворота тяги может быть более грубой. в качестве минуса - придется сильно наклонять тягу вперед и назад. это может быть некомфортно.
впрочем, только что появилась совсем уж упоротая идея, чисто лайфхак. вместо последнего карданчика можно использовать два раздельных шарнира, такм образом угол поворота кулисы вокруг двух осей будет иметь разное плечо! это имеет место быть даже в случае самого карданчика, но там оси сближены(и тем не менее - это не помешает учесть!). суть в том, что ось "лево-право" мы понижаем, а ось "перед-зад" - поднимаем, таким образом получаем failsafe короткоходность. главное не переборщить. то есть в теории существует способ сделать рычаг длинным как в икарусе, но при этом короткоходным. незнаю насктолько это удобно, но это возможно. с одной стороны, для такого рычага придется извести аж три воротка, но с другой стороны - эта кулиса может пережить далеко не один автомобиль. по воротку kingtony длинной примерно полметра я прыгал двумя ногами при моем весе почти в 90кг. при этом он был на гайке(шрус откручивал). когда это не помогло я одел на него двухметровую трубу и снова навалился всем весом - шрус застонал как в фильме про крушение подводной лодки, а вороток пережил это и не имеет не малейших признаков деформации в итоге. даюсь диву, он же тоненький. причем я делал так много раз.
и еще один момент. вернемся к шарниру на самой коробке. дело в том, что не факт что получится установить первый карданичк заменяющий шарик достаточно глубоко. и тут надо внимательнейше подумать, к чему это может привести. суть в том, что при уменьшении длинны рычага растет соотношение его плеч. ВНЕЗАПНО мы получаем уменьшение хода лапки на коробке, ВНЕЗАПНО её хода может нехватить, как не хватит и хода зубов при попытке укусить себя за локти. однако не стоит огорчаться - смело ставим карданчик как получится и немного удлинняем лапку. и снова сайд-эффекты: движение лапки ввер-вниз получит больший диапазон(если только не упрется своим внешним концом куда-нибудь, учитываем и это!), а движение вперед-назад напротив - потребует большего хода кулисы. опять таки - половинки карданчика можно разнести на два шарнира. думаем, считаем, пробуем, ругаемся!
и вообще, я вам сейчас мозг взорву - шарнир то можно вниз перенести, то есть ниже лапки. конечно мы уменьшим дорожный просвет на пару см, но тогда ничто и никуда точно не упрется. халява, но не для любителей порезать пружины, конечно и не для любителей бездорожья. это решение тем больее failsafe, чем ниже мы смещаем карданчик. в этом же его недостаток. все-таки я внимательно подумаю и постараюсь оставить карданчик сверху. причем плюс маленького карданчика в том, что его оси ближе. та ось которая ближе к тяге всегда потеряет немного хода, за счет увеличения соотношения рычагов.
надо подумать. не смотря на стену текста - идея сырая. с каждой новой осью вращения мы увеличиваем количество переменных в уравнении про рычаг, а соответстственно и мерность пространства в котором рисуется график отражающий множество верных решений. думаю лучше модифицировать сочленения по одному, наблюдать работоспособный результат и только потом продолжать, иначе задача рискует стать очень сложной.
а реально вообще разобраться в том, что я понаписал?