ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ
Добавлено: 27.09.2011 12:08
Роль тормозной жидкости в автомобиле
Тормозная жидкость является одной из наиболее важных эксплутационных жидкостей в автомобиле, от качества которой зависит надежность работы тормозной системы и безопасность водителя и пассажиров. Ее основная функция – передача энергии от главного тормозного к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам.
Наиболее важные характеристики тормозной жидкости:
1. Температура кипения - в связи с тем, что при торможении происходит нагрев тормозов и самой тормозной жидкости, закипание ТЖ может привести к образованию паровых пробок, и, как следствие, – возможному отказу тормозной системы. Различают две температуры кипения тормозной жидкости: температуру кипения «сухой», ненасыщенной влагой жидкости, и «увлажненной», содержащей до 3,5 % влаги (температура кипения "увлажненной" косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет "закипать" через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля).
2. Вязкость - характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая — будет с трудом прокачиваться по системе, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая — повышает вероятность течей. Поэтому вязкость должна находиться в определенных стандартами пределах.
3. Воздействие на резиновые детали. Уплотнения не должны сильно разбухать от ТЖ, равно как и давать усадку, не должны терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо.
4. Воздействие на металлы. Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать от ТЖ. Иначе поршни “закиснут” или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них.
5. Смазывающие свойства. Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности.
6. Термостабильность — устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ вызывают коррозию металлов и снижение температуры кипения.
7. Гигроскопичность — склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из окружающей среды. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем ниже ее температура кипения; ТЖ раньше закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее.
8. Совместимость - способность смешиваться с аналогичными тормозными жидкостями без вступления их компонентов в химическую реакцию между собой.
Классы тормозных жидкостей
В зависимости от технических показателей, по стандарту ДОТ (Department of Transportion – Американская транспортная инспекция), все тормозные жидкости делятся на три основных класса: DOT 3, DOT 4, DOT 5, причем минимальным на сегодняшний день считается класс DOT 3.
Жидкости класса DOT 3 считаются устаревшими, так как были рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах автомобилей. При их разработке учитывалось, что они будут использоваться в тихоходных автомобилях с дисковыми и (или) барабанными исполнительными механизмами.
ТЖ с улучшенными эксплуатационными характеристиками, соответствующие требованиям DOT 4, рассчитаны на современные автомобили с повышенными динамическими качествами.
Жидкости класса DOT 5 (DOT 5.1) используют в основном на автомобилях, которые эксплуатируются в тяжелых режимах с частыми разгонами и интенсивными торможениями, во время которых в тормозной системе автомобиля возникают повышенные динамические и температурные нагрузки.
Все отечественные производители ТЖ работают по собственным ТУ, ориентируясь на нормы, принятые в США и странах Западной Европы, в частности: стандарты SAE J1703 (SAE – Общество автомобильных инженеров (США)), ISO (DIN) 4925 (ISO (DIN) – Международная организация по стандартизации)) и FMVSS №116 (FMVSS – Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей).
Основные правила эксплуатации тормозных жидкостей
1. Одной из важнейших характеристик тормозной жидкости является ее гигроскопичность. Тормозная жидкость постоянно впитывает влагу из воздуха, что приводит к резкому снижению «сухой» температуры кипения и закипанию ТЖ при интенсивном торможении. Кроме того, появление влаги в ТЖ приводит к коррозии деталей гидропривода, изменению вязкости ТЖ. ТЖ меняет цвет на более темный. Для того, чтобы избежать возникновения негативных последствий во время торможения, автопроизводители рекомендуют менять ТЖ не реже, чем один раз в 2 года или при пробеге 30-40 тысяч км.
2. После покупки «поддержанного» автомобиля необходимо полностью заменить ТЖ. Это связано с тем, что обычно тормозная жидкость к моменту реализации автомобиля имеет высокий процент влаги, что может привести к неэффективной работе тормозной системы и возникновению аварийных ситуаций на дороге.
3. Не рекомендуется использовать ТЖ из упаковки, открытой более 6 месяцев назад. Это связано с тем, что жидкость в открытом виде, без мембраны, наиболее интенсивно поглощает влагу из воздуха, становится увлажненной, что может привести к отказу тормозной системы при ее интенсивной эксплуатации, особенно - при движении в городском цикле.
4. Рекомендуется полная замена ТЖ, так как при доливе происходит ухудшение качественных характеристик "свежей" ТЖ и снижение ее эксплутационных свойств в тормозной системе. Долив "свежей" ТЖ в уже фактически отработанную жидкость не эффективен.
Смешивание:
Стандарты Министерства транспорта США (Department Of Transportation - DOT) содержат классы DOT3, DOT4, DOT5 и DOT5.1. Никаких DOT4+, SuperDOT4 или DOT4.5 не предусмотрено.
Все тормозухи на гликолевой основе - DOT3, DOT4, DOT4.5/DOT4+/SuperDOT4 и DOT 5.1 - взаимозаменяемы и прекрасно смешиваются. Нельзя смешивать с ТЖ DOT 5, т.к. последняя сделана на основе силикона.
ИМХО, силиконовая жидкость DOT5 оказалась "пшиком" из разряда "хотели как лучше...". Она не гигроскопична, химически инертна, и - теоретически - срок службы её мог бы достигать 10 лет. Но имеет ряд других проблем, в частности - высокую степень аэрации (растворимости воздуха), из-за чего DOT5 запрещена к применению в машинах с ABS. Поэтому производителям пришлось срочно разработать жижу DOT5.1, обладающую теми же температурными и вязкостными характеристиками, что и DOT5, но сделанную на стандартной гликолевой основе.
По поводу характеристик.
DOT5.1 имеет самую высокую среди интересующих нас жиж температуру кипения - о чем говорилось выше. Имеет самую низкую вязкость. Чем меньше вязкость, тем быстрее и точнее передаётся тормозное усилие. Для сравнения, "холодная" вязкость DOT4 - 1800, DOT4+ - 1400, DOT5.1 - 900. Низкая вязкость и, как следствие, высокая капиллярность способствует также и более лёгкому процессу прокачки тормозной системы.
Кроме того, тормозная жидкость DOT 5.1 содержит набор антикоррозионных присадок, продлевающих срок службы тормозной системы (DOT4 по стандарту не обязана их содержать вовсе).
И последнее. Многие производители, в рамках стандартной классификации, выпускают тормозную жидкость с более высокими показателями. Речь о DOT4.5/DOT4+/SuperDOT4 и т.п. Известный производитель жижи SuperDOT4, например, заявляет по всем пунктам характеристики, значительно превосходящие даже DOT 5.1 в стандарте. Почему же тогда такая ТЖ всё-таки 4, а не 5.1? Чаще всего продукты маркировок DOT4+, DOT4.5, SuperDOT4 и т.д. действительно превосходят по части параметров "базовую" DOT4, но не отвечают по каким-либо отдельным требованиям более высокому классу. Например, могут не содержать в достаточном объёме антикоррозионных присадок, наличие которых требует маркировка DOT5.1.
Оригинальная тормозная жидкость Volvo:
• DOT 4+, окрашена в желтый цвет
• артикул: 9437430 (емкость 250 мл), 9437431 (емкость 800 мл).
Заменители (аналоги):
• Febi DOT 4 Plus, артикул: 23930 (емкость 1 литр), 23932 (емкость 5 литров)
• Ford Super DOT 4, артикул: 1 135 515 (250 мл), 1 135 516 (500 мл)
• Castrol Response Super DOT 4, артикул: W7-RSDOT4-12 (1 литр), W7-RSDOT4-15 (250 мл)
• Driver Brake Fluid DOT 4 Plus, артикул: 1221 020 (250 мл), 1221 021 (500 мл), 1221 022 (1 литр).
Интересная штука: в мануале по моей S40 указано, что следует заливать оригинальную тормозную жидкость Volvo DOT 4+. Заглянув под капот своей S40, обнаружил на крышке бачка надпись "DOT 4". Получается, что можно смело лить обычную тормозуху DOT 4.
Разница между DOT 4 и DOT 4+ вообщем-то одна: у 4+ температура закипания выше.
Один чел на сайте http://volvospeed.com привел интересную табличку сравнения:
(% воды в тормозной жидкости/температура закипания, по Фаренгейту)
DOT 4 DOT 4+
1% 446F 1% 527F
2% 383F 2% 428F
3% 347F 3% 383F
4% 320F 4% 365F
взято с сайта auto4life.ru
Тормозная жидкость является одной из наиболее важных эксплутационных жидкостей в автомобиле, от качества которой зависит надежность работы тормозной системы и безопасность водителя и пассажиров. Ее основная функция – передача энергии от главного тормозного к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам.
Наиболее важные характеристики тормозной жидкости:
1. Температура кипения - в связи с тем, что при торможении происходит нагрев тормозов и самой тормозной жидкости, закипание ТЖ может привести к образованию паровых пробок, и, как следствие, – возможному отказу тормозной системы. Различают две температуры кипения тормозной жидкости: температуру кипения «сухой», ненасыщенной влагой жидкости, и «увлажненной», содержащей до 3,5 % влаги (температура кипения "увлажненной" косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет "закипать" через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля).
2. Вязкость - характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая — будет с трудом прокачиваться по системе, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая — повышает вероятность течей. Поэтому вязкость должна находиться в определенных стандартами пределах.
3. Воздействие на резиновые детали. Уплотнения не должны сильно разбухать от ТЖ, равно как и давать усадку, не должны терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо.
4. Воздействие на металлы. Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать от ТЖ. Иначе поршни “закиснут” или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них.
5. Смазывающие свойства. Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности.
6. Термостабильность — устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ вызывают коррозию металлов и снижение температуры кипения.
7. Гигроскопичность — склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из окружающей среды. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем ниже ее температура кипения; ТЖ раньше закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее.
8. Совместимость - способность смешиваться с аналогичными тормозными жидкостями без вступления их компонентов в химическую реакцию между собой.
Классы тормозных жидкостей
В зависимости от технических показателей, по стандарту ДОТ (Department of Transportion – Американская транспортная инспекция), все тормозные жидкости делятся на три основных класса: DOT 3, DOT 4, DOT 5, причем минимальным на сегодняшний день считается класс DOT 3.
Жидкости класса DOT 3 считаются устаревшими, так как были рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах автомобилей. При их разработке учитывалось, что они будут использоваться в тихоходных автомобилях с дисковыми и (или) барабанными исполнительными механизмами.
ТЖ с улучшенными эксплуатационными характеристиками, соответствующие требованиям DOT 4, рассчитаны на современные автомобили с повышенными динамическими качествами.
Жидкости класса DOT 5 (DOT 5.1) используют в основном на автомобилях, которые эксплуатируются в тяжелых режимах с частыми разгонами и интенсивными торможениями, во время которых в тормозной системе автомобиля возникают повышенные динамические и температурные нагрузки.
Все отечественные производители ТЖ работают по собственным ТУ, ориентируясь на нормы, принятые в США и странах Западной Европы, в частности: стандарты SAE J1703 (SAE – Общество автомобильных инженеров (США)), ISO (DIN) 4925 (ISO (DIN) – Международная организация по стандартизации)) и FMVSS №116 (FMVSS – Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей).
Основные правила эксплуатации тормозных жидкостей
1. Одной из важнейших характеристик тормозной жидкости является ее гигроскопичность. Тормозная жидкость постоянно впитывает влагу из воздуха, что приводит к резкому снижению «сухой» температуры кипения и закипанию ТЖ при интенсивном торможении. Кроме того, появление влаги в ТЖ приводит к коррозии деталей гидропривода, изменению вязкости ТЖ. ТЖ меняет цвет на более темный. Для того, чтобы избежать возникновения негативных последствий во время торможения, автопроизводители рекомендуют менять ТЖ не реже, чем один раз в 2 года или при пробеге 30-40 тысяч км.
2. После покупки «поддержанного» автомобиля необходимо полностью заменить ТЖ. Это связано с тем, что обычно тормозная жидкость к моменту реализации автомобиля имеет высокий процент влаги, что может привести к неэффективной работе тормозной системы и возникновению аварийных ситуаций на дороге.
3. Не рекомендуется использовать ТЖ из упаковки, открытой более 6 месяцев назад. Это связано с тем, что жидкость в открытом виде, без мембраны, наиболее интенсивно поглощает влагу из воздуха, становится увлажненной, что может привести к отказу тормозной системы при ее интенсивной эксплуатации, особенно - при движении в городском цикле.
4. Рекомендуется полная замена ТЖ, так как при доливе происходит ухудшение качественных характеристик "свежей" ТЖ и снижение ее эксплутационных свойств в тормозной системе. Долив "свежей" ТЖ в уже фактически отработанную жидкость не эффективен.
Смешивание:
Стандарты Министерства транспорта США (Department Of Transportation - DOT) содержат классы DOT3, DOT4, DOT5 и DOT5.1. Никаких DOT4+, SuperDOT4 или DOT4.5 не предусмотрено.
Все тормозухи на гликолевой основе - DOT3, DOT4, DOT4.5/DOT4+/SuperDOT4 и DOT 5.1 - взаимозаменяемы и прекрасно смешиваются. Нельзя смешивать с ТЖ DOT 5, т.к. последняя сделана на основе силикона.
ИМХО, силиконовая жидкость DOT5 оказалась "пшиком" из разряда "хотели как лучше...". Она не гигроскопична, химически инертна, и - теоретически - срок службы её мог бы достигать 10 лет. Но имеет ряд других проблем, в частности - высокую степень аэрации (растворимости воздуха), из-за чего DOT5 запрещена к применению в машинах с ABS. Поэтому производителям пришлось срочно разработать жижу DOT5.1, обладающую теми же температурными и вязкостными характеристиками, что и DOT5, но сделанную на стандартной гликолевой основе.
По поводу характеристик.
DOT5.1 имеет самую высокую среди интересующих нас жиж температуру кипения - о чем говорилось выше. Имеет самую низкую вязкость. Чем меньше вязкость, тем быстрее и точнее передаётся тормозное усилие. Для сравнения, "холодная" вязкость DOT4 - 1800, DOT4+ - 1400, DOT5.1 - 900. Низкая вязкость и, как следствие, высокая капиллярность способствует также и более лёгкому процессу прокачки тормозной системы.
Кроме того, тормозная жидкость DOT 5.1 содержит набор антикоррозионных присадок, продлевающих срок службы тормозной системы (DOT4 по стандарту не обязана их содержать вовсе).
И последнее. Многие производители, в рамках стандартной классификации, выпускают тормозную жидкость с более высокими показателями. Речь о DOT4.5/DOT4+/SuperDOT4 и т.п. Известный производитель жижи SuperDOT4, например, заявляет по всем пунктам характеристики, значительно превосходящие даже DOT 5.1 в стандарте. Почему же тогда такая ТЖ всё-таки 4, а не 5.1? Чаще всего продукты маркировок DOT4+, DOT4.5, SuperDOT4 и т.д. действительно превосходят по части параметров "базовую" DOT4, но не отвечают по каким-либо отдельным требованиям более высокому классу. Например, могут не содержать в достаточном объёме антикоррозионных присадок, наличие которых требует маркировка DOT5.1.
Оригинальная тормозная жидкость Volvo:
• DOT 4+, окрашена в желтый цвет
• артикул: 9437430 (емкость 250 мл), 9437431 (емкость 800 мл).
Заменители (аналоги):
• Febi DOT 4 Plus, артикул: 23930 (емкость 1 литр), 23932 (емкость 5 литров)
• Ford Super DOT 4, артикул: 1 135 515 (250 мл), 1 135 516 (500 мл)
• Castrol Response Super DOT 4, артикул: W7-RSDOT4-12 (1 литр), W7-RSDOT4-15 (250 мл)
• Driver Brake Fluid DOT 4 Plus, артикул: 1221 020 (250 мл), 1221 021 (500 мл), 1221 022 (1 литр).
Интересная штука: в мануале по моей S40 указано, что следует заливать оригинальную тормозную жидкость Volvo DOT 4+. Заглянув под капот своей S40, обнаружил на крышке бачка надпись "DOT 4". Получается, что можно смело лить обычную тормозуху DOT 4.
Разница между DOT 4 и DOT 4+ вообщем-то одна: у 4+ температура закипания выше.
Один чел на сайте http://volvospeed.com привел интересную табличку сравнения:
(% воды в тормозной жидкости/температура закипания, по Фаренгейту)
DOT 4 DOT 4+
1% 446F 1% 527F
2% 383F 2% 428F
3% 347F 3% 383F
4% 320F 4% 365F
взято с сайта auto4life.ru