Volvo это Geely!?

Доброго времени суток, господа!

Решил поднять одну из актуальных тем среди владельцев Geely и Volvo. Первые считают, что, схватив удачу за хвост, приобрели отличное авто за вдвое меньшие деньги. Вторые же категорически отказываются признавать тот факт, что Geely уже давно поглотила компанию и использует технологии Volvo в своих автомобилях. Давайте разберемся в этом вопросе.

Для начала давайте определимся, что представляет собой автомобиль, по крайней мере с моей точки зрения, обозначив это крупными мазками, так сказать:

  • Платформа, являющаяся основой автомобиля, определяет, какие силовые установки, коробки передач, механизмы подвески, типоразмеры и другие ключевые компоненты может иметь автомобиль.
  • Дизайн — это то, что отличает один автомобиль от другого и привлекает автолюбителей с разными вкусами.
  • Силовая установка — это сердце автомобиля.
  • Отдельно стоит упомянуть программное обеспечение, или, проще говоря, «мозги» автомобиля. Конечно, оно во многом ограничено возможностями платформы, но при этом определенная свобода действий все же остается.
  • Прочие не менее важные элементы, такие как коробки передач, детали подвески и так далее, зачастую закупаются у специализированных компаний, производящих эти агрегаты, или унифицируются в рамках концернов.

Итак, начнем с платформ, углубившись немного в историю. А история начинается…

— Нет, хоббит из Шира, сын Бунго Бэггинса и Белладонны Тук, здесь абсолютно ни при чем!

История начинается в 1999 году, когда Volvo приняла решение продать подразделение, ответственное за производство легковых автомобилей, компании Ford.

Ford Focus, Volvo C30

И, вроде бы, жизнь начала налаживаться. Ford принес в Volvo платформу P1 — она же Mazda, она же Ford C1, она же Гога, она же Гоша. Конечно, Ford также использовал платформу Volvo P2, разработанную самой Volvo еще в 1998 году.

В новых моделях начинают появляться фамильные черты, такие как знаменитое «плечо Хорбери». Линейка моделей расширяется: от кабриолета Volvo C70 до крупных кроссоверов, таких как Volvo XC90, предвещая успех на всех рынках.

Позже Ford принимает решение немного модифицировать платформу Volvo P1, создав на её основе Volvo P3, также известную как Ford EUCD. Все эти платформы поддерживали разнообразие двигателей на любой вкус: французские дизели, двигатели Ford, включая, прости господи, серию «EcoBoost», и даже 8-цилиндровый атмосферный двигатель производства Yamaha!

Но главное — это исключительно надежные двигатели разработки Volvo: легендарный бензиновый 2.5 и не менее известный дизельный 2.4.

Время шло, но финансовые показатели компании оставляли желать лучшего. К тому же кризис 2009 года, видимо, отрезвил бизнес. В конце 2009 года Ford принимает решение о продаже подразделения Volvo компании Geely. Сделку закрывают в 2010 году, и начинается новая эра в истории Volvo.

Получив доступ к технологиям и интеллектуальным наработкам Volvo, Geely начинает активно инвестировать в совместные производства. В 2011 году начинается работа над платформой Volvo SPA (Scalable Product Architecture), а в 2013 — над глобальной платформой CMA (Compact Modular Architecture). Ключевое слово в последней — глобальная. Именно на базе CMA производится единственная модель Volvo — XC40, а также целый ряд автомобилей Geely, таких как Monjaro, Tugela, модели суббренда Lynk & Co и другие.

На платформе SPA, в свою очередь, построены абсолютно все современные модели Volvo, за исключением XC40 (CMA), EM90 и EX30, которые созданы на базе платформы Sustainable Experience Architecture (SEA). Кстати, EM90 лично я, как и многие покупатели, не считаю полноценной моделью Volvo. По сути, это технический и концептуальный клон Zeekr 009, но за значительно бОльшие деньги.

Стоит также отметить, что некоторые вариации платформы SPA используются в следующих моделях: Polestar 1, Lynk & Co 09, Lynk & Co 900, Polestar 3, а также в недавно выпущенном Zeekr 9X.

SPA, CMA platforms Volvo

При этом хочется сделать небольшую ремарку по финансовой стороне вопроса и затратам компании Geely, подкрепив её двумя фактами.

Стоимость приобретения Geely всей компании Volvo составила порядка 1,8 млрд долларов. В то же время затраты на разработку платформы SPA достигли колоссальных 11 млрд долларов. Такие огромные инвестиции, в сочетании с грамотным планированием, спустя некоторое время начали приносить свои плоды.

Чтобы лучше понять, насколько всё было плохо на начальном этапе, приведу график по прибыли Volvo с 2011 по 2020 годы.

Волатильность бизнеса Volvo

Источник https://www.helgilibrary.com/

На этом считаю вопрос с историей и платформами исчерпан.

Переходим ко второй части — дизайну. Здесь всё довольно просто. После приобретения Volvo компанией Geely в 2011 году, Питер Хорбери, совместно с другими дизайнерами, переходит работать в Volvo, продолжая развивать фирменный стиль марки.

Питер Хорбери

Такая коллаборация, в свою очередь, спустя некоторое время породила целую серию автомобилей Geely, таких как Tugela, Atlas и другие. Однако вряд ли найдётся человек, который сможет найти хоть что-то общее между дизайном этих автомобилей и фирменным стилем Volvo.

Исключение, пожалуй, можно сделать лишь для Geely Emgrand GT, в котором отчётливо прослеживается, как минимум, знаменитое «плечо Хорбери». Также стоит упомянуть Geely Emgrand IV (известный под названиями Geely Emgrand 7, Geely Emgrand New, BELGEE S50 и Proton S70), который слегка отсылает нас к дизайну Volvo S60.

Geely Emgrand GT

Безусловно, когда речь заходит об интерьере и экстерьере автомобиля, нельзя однозначно сказать, чей дизайн лучше или хуже — это вопрос вкуса. Однако, на мой взгляд, дизайн автомобиля, помимо субъективных характеристик вроде «красиво», «некрасиво» или «современно», должен нести в себе определённую ДНК: узнаваемый облик, историю и характер бренда.

Итак, что мы имеем? Ниже представлен модельный ряд Volvo по состоянию на 2021–2022 годы:

Модельный ряд Volvo

А это модельный ряд Geely, прошу прощения за год, там черт ногу сломит:

Очевидно, что автомобили Volvo легко узнать в потоке, будь то день или ночь — их дизайн обладает фирменной узнаваемостью. С автомобилями марки Geely всё немного сложнее. Из общего у них, пожалуй, только четыре колеса, а в рамках 3–5 лет выпуска может быть одинаковый значок — если повезёт.

Двигаемся дальше: силовые установки. Если кратко, то на сегодняшний день Volvo выпускает исключительно двухлитровые бензиновые двигатели внутреннего сгорания, один 1.5-литровый двигатель и, чуть ранее, завершила производство аналогичных двухлитровых дизелей.

Теперь подробнее. Начнём с дизелей, так как с ними всё проще. В Китае, в целом, не принято использовать дизельное топливо для легковых автомобилей в отличие от трактаров, поэтому на легковых моделях Geely дизельные двигатели никогда не устанавливались.

Далее идёт 1.5-литровый, осмелюсь сказать, трёхцилиндровый двигатель B3154T5. Этот мотор в своей последней реинкарнации производится исключительно для Volvo XC40. Однако, отмечу, что для этой модели доступны и «нормальные» двухлитровые двигатели.

Ну и, наконец, двигатели здорового человека. Это двухлитровые четырёхцилиндровые моторы, представленные в различных степенях форсировки. Их мощность варьируется от примерно 120 до 320 л.с., и, в целом, они достаточно надёжны.

Volvo T8 Двигатель

Так вот, НИ ОДИН из вышеупомянутых двигателей в чистом виде не устанавливается на автомобили Geely. Копии? Да, но нелицензионные, и в том же духе, как скопированные двигатели от Volkswagen или Toyota. У двигателей, которые устанавливаются на автомобили Geely, своя маркировка и технологии производства, на 100% отличающиеся от оригинальных эталонов.

Почему так? Потому что не существует ни одного лицензионного договора, который позволял бы Geely производить узлы и агрегаты в строгом соответствии с техническими процессами оригинальных двигателей, а также с использованием материалов, обладающих необходимыми прочностными характеристиками. Вопросы выходного контроля, тестирования и программного обеспечения работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) также остаются за кадром.

Теперь об электроустановках. Здесь ситуация немного сложнее, поскольку достоверно известно лишь то, что Volvo проектирует и производит электромоторы в Швеции. При этом Geely, безусловно, каким-то образом участвует в процессе разработки. Однако, какие именно электродвигатели и в каком виде устанавливаются на автомобили Geely — остаётся открытым вопросом.

Теперь немного о программном обеспечении. Современные автомобили — это, по сути, сложный программно-аппаратный комплекс. Продукция АвтоВАЗа, конечно, в расчёт не берётся. Сегодня никому уже не интересны автомобили, которые не имеют адаптивного круиз-контроля, систем распознавания дорожных знаков и других базовых функций. А такие «фишки», как удалённое управление, автопилот, или даже возможность записывать видео для TikTok в момент столкновения, с активным выходом китайских автомобилей на рынок, стали новой нормой.

geely galaxy e8 interior

Да, работа отдельных систем у разных производителей может вызывать вопросы. И, возможно — подчёркиваю, возможно — у китайских автомобилей такие проблемы встречаются чаще лишь потому, что опыт — это не то, что можно просто выучить. Его нужно наработать, причём на пробах и ошибках, и это занимает десятилетия.

Однако вынужден признать, что уже сейчас среднестатистический «китаец» выглядит на две головы выше среднестатистического европейца тех же годов и класса, если рассматривать мультимедийную составляющую и различные автомобильные помощники. Будь то дополнительные системы безопасности или комфорта — китайские автомобили явно задают новую планку. Да, опыт можно приобрести, но это как с любовью: купить её невозможно.

Но вернёмся к нашим баранам. Всё, что касается программного обеспечения автомобилей Volvo и Geely, не имеет абсолютно ничего общего. У них разные платформы, двигатели, а это автоматически приводит к абсолютно разным аппаратным решениям («hardware») и программному обеспечению («software»). У них разные мультимедийные системы, системы безопасности, принципы удалённого управления, а также подходы к диагностике и техническому обслуживанию.

Вопросы толщины металла, качества сборки, элементов подвески, трансмиссии и других компонентов автомобиля я намеренно опускаю ввиду отсутствия личного опыта.

Итак, что мы имеем в сухом остатке: автомобили Geely и Volvo используют разные платформы, разные двигатели и абсолютно различное программное обеспечение. У каждой марки свой дизайн (у кого он есть 🙂 ). Да, есть пересечение по платформе с Volvo XC40, но, как говорится, «в семье не без урода».

Есть ли технологии Volvo в автомобилях Geely? Да, безусловно. Но другой вопрос — какой их вес и значимость. Для меня ответ очевиден.

И напоследок, позвольте выразить благодарность компании Geely за то, что в нужный момент она не просто приобрела подразделение Volvo, но и оказала финансовую поддержку, сохранив свободу действий. Именно благодаря Geely мы сегодня видим Volvo такой, какой она является.

На этом всё. Разрешите откланяться, и да прибудет с вами Volvo!

Geely Tugela и Volvo XC40


Опубликовано

в

от

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *